Интурмаркет с 1 октября

Москва: растущим въездным рынкам нужны новые идеи и продукты

В 2013 году больше всего туристов приезжало в Москву из Китая, Германии, Франции. Затем по убывающей идут Турция, США, Италия, Великобритания, Израиль, Вьетнам, Япония. При этом эксперты отметили опережающий рост потоков с новых развивающихся рынков, как правило безвизовых или с упрощенным визовым режимом. В первом полугодии 2014 года тенденция набрала силу: въезд из США, Германии, Франции и Великобритании сократился, хоть и незначительно, зато продолжался активный рост из Китая, Японии, Турции, Южной Кореи, Израиля. За последние четыре года поток японских туристов в Москве вырос на 50%, турецких – более чем на 80%, вьетнамских – в два раза, китайских – в три.

Об этом шла речь на вчерашней встрече руководства Комитета по туризму Москвы с крупнейшими туроператорами по въездному туризму, работающими с рынками Юго-Восточной Азии, Латинской и Центральной Америки, Индии, Ирана. Во встрече приняли участие более 40 представителей турбизнеса – руководители и специалисты компаний «Мир без границ», «Академсервис», «Интурист», «Ванд Интур», «Алеан-Тур», «Чайна Лайн», «ИТ Групп», «На семи холмах», «Спутник Спортс энд Бизнес Трэвел», «Чайна Трэвел» и других. Тема встречи – поиск возможностей для увеличения потока из стран с активно развивающейся экономикой, а также стратегии и тактики их продвижения на международных рынках, в частности, осенью и зимой 2014-2015 годов.

Рост потоков на новых направлениях въездного туризма – результат объективных условий и деятельной позиции Комитета по туризму Москвы, который активно участвует в выставках в этих странах, проводит рекламу, ознакомительные и пресс-туры. По словам Сергея Шпилько, Москва не собирается отказываться от традиционных, прежде всего, европейских рынков, однако очевидно, что новые и быстрорастущие требуют сейчас более пристального внимания властей и турбизнеса. К тому же перспективные направления интересуют не только Россию, за них идет борьба, поэтому въездному рынку нужны свежие оригинальные идеи, которые могли бы привести к качественному рывку на этих направлениях.

В частности, Сергей Шпилько полагает, что пришло время расширить продуктовую линейку для туристов из этих стран – отойти от стереотипов, предложить программы для молодежи, сделать больший акцент на индивидуальные туры. «В том же Китае за последние годы сформировался новый тип путешественника, который уже немало видел, устал от группового отдыха, интересуется не только советской частью российской истории, но все чаще – культурой», – заметил он. Основой нового турпродукта может стать чрезвычайно привлекательное предложение на уикенд и праздничные дни на 4 дня/3 ночи с размещением в отелях 3-5* с завтраком, включающее трансфер и экскурсионную программу за 4-6 тыс. рублей на человека.

Это базовое, минимальное по стоимости предложение, по мнению главы Москомтуризма, участникам рынка предстоит расширить собственными предложениями и индивидуальными программами. Некоторые компании уже сформировали на этой основе новые туры. Столичный Комитет по туризму и гостиничному хозяйству, как подчеркнул г-н Шпилько, готов предоставить новым турпродуктам «зеленый свет» в продвижении на международных рынках. Например, на зарубежных выставках, в ходе запланированного на ноябрь этого года Russian Tourism Road Show «Успешная Россия» в КНР, а в рамках также рекламных кампаний в крупнейших печатных СМИ Китая, Южной Кореи, Индии и т.д.

По словам генерального директора компании «Калина Трэвел Сервис» Александра Федина, вопрос о новом турпродукте действительно актуален: «Наши китайские партнеры сами просят о расширении российской и московской продуктовой линейки. Если туристам старшего поколения из Китая интересны классические туры с осмотром главных московских достопримечательностей, которые в Москве неплохо отработаны, то для индивидуалов и молодежи варианты размещения и экскурсионные программы надо перекраивать. Мы решили предложить новые города, например, Казань».

Большую тягу к содержательным экскурсиям, погружению в культуру и историю отметила у туристов с новых рынков и коммерческий директор оператора «Алеан» Оксана Булах: «Наша компания пока новичок во въездном туризме, занялась им совсем недавно по настоятельным просьбам иностранных партнеров. Но мы уже успели оценить большой потенциал Турции, Китая, Израиля. Например, турецкие туристы очень интересуются нашими достопримечательностями, культурной жизнью. Рынок созрел, а региональные турфирмы пока ничего не могут им предложить. Будем заниматься этим сами».

Генеральный директор компании «Спутник Спортс энд Бизнес Трэвел» Ильдар Мусин обратил внимание на разросшийся событийный календарь Москвы: «Только спортивных мероприятий международного уровня в этом году пройдет 44, а есть еще крупные ежегодные фестивали – «Времена и эпохи», «Спасская башня», «Круг света» и других. Их привязка к турпродукту – очень перспективное направление».

В Москомтуризме также уверены, что надо активнее адаптировать условия отдыха и размещения под представителей конкретных стран, культур или конфессий. Власти и бизнес высоко оценили проект China Friendly, в рамках которого аттестуются гостиницы, предприятия питания и туробъекты под качественный прием туристов из Китая. О нем рассказал исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Михаил Вислин. Ильдар Мусин указал на аналогичный «халяльный» проект, ведь среди китайских туристов немало мусульман. Такие сертификаты, по его словам, сегодня имеют три московских отеля – «Холидей Инн Сущевская», «Аэростар» и «Аминьевская».

Генеральный директор «Интуриста» Леонид Мармер считает полезным распространить практику China Friendly и на другие страны, ведь туристы из Бразилии, Израиля или Индии отличаются не менее оригинальными, чем китайцы, привычками и запросами. Он также уверен, что в связи с мощным отрицательным пиаром России в Северной Америке и Европе, где местным туроператорам фактически рекомендовано остановить продвижение туров в нашу страну, российскому турбизнесу стоит серьезно задуматься об экспансии на развивающиеся рынки.

«Интурист» список приоритетных направлений на следующий год уже составил. По словам г-на Мармера, наиболее перспективны страны с безвизовым или упрощенным въездом в Россию, географически близкие или с развитым рынком авиаперевозок. Этим требованиям сегодня максимально отвечают Китай, Индия, Турция, Израиль, некоторые другие. Надо также продвигать речные круизы между Москвой и Петербургом и комбинированные туры по двум столицам. Москва входит в такие программы, но пребывание в ней часто ограничивается одним транзитным днем. Огромным стимулом для качественного рывка на растущих рынках должно стать введение 72-часового безвизового режима для транзитных пассажиров. «Этого мы ждем сейчас больше всего», – заметил эксперт.

В рамках кампании по продвижению Москвы Комитет по туризму планирует, прежде всего, расширить географию участия в международных турвыставках, увеличить число фам- и пресс-туров для иностранных представителей, расширить линейку турпродукта, адаптировать сервисы под национальную специфику туристов, подготовить гидов с редкими языками. Последняя проблема стоит в Москве довольно остро, особенно в работе с китайским рынком. Квалифицированных гидов здесь катастрофически не хватает, что снижает качество экскурсий и сервиса. На встрече звучали предложения по решению этой проблемы.

Комитет по туризму, в свою очередь, еще раз напомнил, что открыт для совместных проектов с бизнесом на базе создания некоммерческого партнерства и готов брать на себя часть расходов, в том числе, по организации фам-трипов, предоставления конгресс-залов для проведения различных деловых встреч.

 

Светлана Ставцева, RATA-news