Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Интеграция в группу «Аэрофлот» – лучший выход для «Трансаэро» и туристического рынка

06:52, 2 сентября 2015

Вчера было объявлено, что «Аэрофлот» купит «Трансаэро», это подтвердили обе авиакомпании. В четверг совет директоров «Аэрофлота» планирует рассмотреть вопрос о возможной санации «Трансаэро». Сумма сделки, в ходе которой «Аэрофлот» приобретет 75% плюс 1 акция «Трансаэро», символическая – 1 рубль. Эксперты считают этот вариант одним из лучших сценариев развития, возможных в нынешней экономической ситуации. На фоне мощной информационной волны о проблемах «Трансаэро» турбизнес всерьез опасался коллапса на туристическом рынке в случае банкротства этой авиакомпании.

Напомним, в группу «Аэрофлот» входят также пять дочерних компаний – «Россия», «Победа», «Оренбургские авиалинии», «Аврора», «Донавиа».

Задолженность «Трансаэро» на конец 2014 года составляла не менее 160 млрд. рублей, чистый убыток в первом полугодии 2015 года достиг 8,577 млрд. рублей. Общий банковский долг с начала года вырос на 3%, до 67,5 млрд. рублей.

В конце прошлого года правительство поддержало авиакомпанию, одобрив госгарантию для исполнения ее обязательств по кредиту ВТБ на срок не менее трех лет на сумму до 9 млрд. рублей, но этого недостаточно для покрытия общей задолженности перевозчика. О том, что правительство пыталось спасти «Трансаэро» за счет госбюджета, говорят и ковенантные каникулы, предоставленные компании банками. Однако, судя по всему, лишних денег у государства сейчас нет, допустить банкротство второго по размерам перевозчика страны оно себе позволить не может, так как это чревато социальным конфликтом. Не хочет оно обижать и банки, ведь в случае банкротства «Трансаэро» те не получат обратно свои деньги.

По словам гендиректора компании «Випсервис» Дмитрия Горина, сам факт, что вопрос рассматривался на совещании у Игоря Шувалова, и тот указал на необходимость выполнения всех обязательств «Трансаэро» перед пассажирами в полном объеме после покупки «Аэрофлотом», говорит о многом: «Это значит, что потребители не пострадают. Тем более что у «Аэрофлота» уже есть опыт успешной консолидации "России" и "Оренбургских авиалиний"». По его словам, принятое решение о поглощении «Трансаэро» группой «Аэрофлот» – уже хорошо опробованный в мировой практике прием. «Никого не удивляет, что арабская авиакомпания Etihad покупает итальянскую Alitalia. А Lufthansa в свое время поглотила такие солидные компании, как Swiss Air и Brussel Airlines. Причем все эти бренды существуют и сейчас, и неплохо себя чувствуют после санации. «Аэрофлот» как видим, также сохраняет бренды», – пояснил эксперт.

Гендиректор «Бейс Тревел» Андрей Соколов полагает, что сравнивать «Оренбургские авиалинии» или «Россию» с «Трансаэро» не совсем корректно. «Сделки такого масштаба на нашем рынке я не припомню. Все-таки «Трансаэро» – второй крупнейший перевозчик страны. Но я не стал бы говорить об оранжевом уровне опасности. Все пройдет нормально, операционных сбоев не будет. Одно дело финансовые проблемы «Трансаэро», другое – ее опыт, налаженная система управления. Многие операторы долгие годы работали с этой компанией и гордились этим», – пояснил он.

Одним из возможных негативных последствий объединения эксперт называет угрозу монополизма на рынке перевозок и, соответственно, дальнейший рост цен. Однако вряд ли, по словам Андрея Соколова, он будет быстрым и значительным – по крайней мере, сейчас, так как рынок находится в тяжелом состоянии и не в интересах «Аэрофлота» рушить его зыбкое равновесие.

Директор ICS Travel Дмитрий Шевченко уверен: скачка цен в ближайшее время не будет, но в перспективе увеличение тарифов неизбежно. К тому же, по его словам, у туроператоров уменьшится выбор на авиарынке.

Источник в «Аэрофлоте» подтвердил RATA-news, что с переходом «Трансаэро» в группу «Аэрофлота» «цены будут доведены до экономически обоснованного уровня». Дмитрий Шевченко согласен: «Очевидно, что только демпинг мог стать причиной таких убытков «Трансаэро». Авиакомпании удавалось генерировать огромный поток благодаря низким ценам». Дмитрий Горин полагает, что причина кризиса «Трансаэро» не в демпинге, а в резко упавшем спросе на туристическом рынке. «Рынок сократился вдвое, некоторые зарубежные авиакомпании, например, Thai Airways, вообще ушли из России. «Трансаэро» оптимизировала программы, но осталась на многих туристических направлениях. Скорее всего, это ее и подрубило», – пояснил он. Рост цен, по словам эксперта, возможен, но он будет вызван не поглощением «Трансаэро» и «монопольным» положением «Аэрофлота», а общей ситуацией на авиарынке.

Этот туристический сезон закончится без потрясений, надеются эксперты. Что будет с наступающим зимним, пока неясно. «Аэрофлот» до сих пор на турбизнес не ориентировался, хотя такие попытки у него были. Сейчас 95% загрузки бортов обеспечивается за счет онлайн-продаж, самостоятельных и бизнес-туристов. И надо учитывать, что, по данным финансовой группы «БрокерКредитСервис» за январь-май с.г., на компании «Аэрофлота» приходилось около 45% пассажирооборота. А доли его конкурентов, по данным Росавиации, за пять месяцев нынешнего года только падали. Поглотив «Трансаэро», «Аэрофлот» получает еще примерно 20% рынка, даже если не сочтет нужным сохранить все объемы «новичка» в своей группе.

Эксперты считают, что «Аэрофлот» не может себе позволить терять клиентов, поэтому будет вынужден пойти на щадящие условия для турбизнеса. «Признаки этого уже есть. Де-факто перевозчик в этом сезоне тарифы не повышал. А в августе отменил электронные торги и предложил операторам заключить соглашения на мягкие блоки по специальным расценкам», – рассказал Дмитрий Горин.

Если «Аэрофлот» поднимет цены, они могут оказаться неконкурентоспособны на просевшем рынке. И вообще, насколько адекватно эта авиакомпания сможет заменить «Трансаэро», которая первой создала специальные тарифы для операторов и вывела на российский рынок настоящий туристический продукт? На долю «Трансаэро» и «Аэрофлота» приходится 95% дальнемагистральных самолетов в России – как с этими судами поступит «Аэрофлот»? Кто будет реально управлять работой «Трансаэро»? Уже появилась информация, что Александр и Ольга Плешаковы, владеющие 36,62% акций «Трансаэро», не останутся в руководстве компании и выйдут из состава акционеров. Почти на все европейские направления назначены и «Аэрофлот», и «Трансаэро» – появятся ли здесь другие перевозчики или ждать скачка тарифов, если останется один «Аэрофлот»?

Пока вопросов явно больше, чем ответов. Туроператоры узнали о событии из прессы и никакой более подробной информацией у них нет. Что будет с их блоками, в том числе предоплаченными?

В любом случае, как сказал один из собеседников RATA-news, очевидно, что турбизнес скоро станет свидетелем серьезной трансформации системы блок-чартеров, которая больше десяти лет определяла развитие массового туризма. Последние полтора года туристический рынок России вообще стремительно меняется, давление извне и изнутри нарастает, и что его ждет на очередном витке, никто сейчас спрогнозировать не может. В такой ситуации бессмысленно что-то планировать на наступающий сезон, самое время замедлить темп, тем более что недавние валютные скачки и так сильно затормозили продажи. По словам эксперта, в ближайшее время на рынке вполне возможны новые неожиданности.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно