Travelport с 18 января

Бремя популярности главного Деда Мороза страны все тяжелее

За прошедшие новогодние каникулы Великий Устюг и его вотчину, по данным Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, посетило более 26 тыс. туристов из десятков городов России. Это соответствует уровню прошлого года. Интересно, что данные управления Роспотребнадзора того же региона скромнее: с 18 ноября 2013 года по 6 января 2014 года ведомство насчитало в Великом Устюге 18977 туристов. Опрошенные RATA-news операторы, ссылаясь на возросший спрос, более склонны верить статистике департамента. Всего Великий Устюг за каникулы принял 14 поездов и 54 туристических автобуса из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Казани, Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Новгорода и Ижевска. Автобусные туры были особенно популярны у жителей окрестных регионов – Республики Коми, Карелии, Костромской, Ярославской, Кировской и Архангельской областей.

Сам Новый год в вотчине Деда Мороза встретили 1,5 тысячи человек. Пик посещений пришелся на 3-5 января, когда во владении Мороза ежедневно бывало примерно по 5 тыс. гостей. Как и прежде, большинство туристов приехало в составе организованных групп. Однако этот зимний туристический сезон, как полагают организаторы праздника, принес и несколько изменений. Стало заметно больше самостоятельно путешествующих гостей. Также в этом году турпоток распределился по праздничным дням более равномерно.

Эти данные подтверждают прогноз операторов, сделанный в канун зимнего сезона. По словам генерального директора «Дельфина» Сергея Ромашкина, спрос был отличный, компания выбрала свою квоту еще в ноябре и ожидает по итогам каникул 30% роста потока. «Бренд успешно раскручивается, в Великом Устюге строятся небольшие комфортабельные гостиницы. К тому же, подросло новое поколение детей, желающих своими глазами увидеть Деда Мороза», – пояснил он RATA-news. С ним согласна ведущий менеджер по Великому Устюгу «Розы ветров» Анна Михайловская: «Популярность Деда Мороза действительно огромная, спрос хороший. В эти дни там очень красиво. У нас увеличение примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Это тем удивительнее, что устюжский продукт остается сильно недешевым».

Цены в этом году подросли примерно на 10%. В среднем тур на человека на 4 дня при стандартном размещении с трехразовым питанием составит 16-20 тыс. рублей без стоимости железной дороги. Проезд обойдется еще в 4-5 тыс. рублей на человека. Многолетние переговоры с РЖД о снижении цен под групповые туры на этом маршруте ни к чему не приводят. В пересчете на семью из трех-четырех человек получается кругленькая сумма, за которую вполне можно в том же составе отправиться на неделю к теплому морю.

Из-за дороговизны все большим спросом пользуются поездки на зимнем экспрессе: ночь в пути, день в гостях у Деда Мороза, ночью – домой. Питание также на «борту». В плацкарте такой тур обойдется в 13 тыс. рублей на человека. По словам генерального директора компании «Согласие» Татьяны Остапенко, это – оптимальный вариант посещения Великого Устюга. «Мы традиционно ставим на новогодние каникулы два таких «коротких» поезда. Это избавляет нас от постоянных нареканий на гостиницы и питание. Знаю, что в городе увеличилась гостиничная база, но мы не хотим рисковать», – пояснила она RATA-news.

Все операторы отмечают рост индивидуального туризма на этом направлении, но пока не видят для себя в этом большой проблемы. В частности, из-за дорогой перевозки резко выросло число тех, кто из самых разных регионов России добирается в Великий Устюг на собственном автомобиле. По подсчетам Oktogo.ru, самостоятельная организация поездки к Деду Морозу с учетом проезда на поезде в купе, затрат на питание и сувениры в среднем составит 28,5 тыс. руб. на семью из трех человек. Из этой суммы 4,5-5 тыс. рублей – расходы на посещение резиденции новогоднего волшебника. Помимо входных билетов и интерактивной программы необходимо дополнительно оплатить аттракционы. «Но всегда есть люди, которые хотят получить все услуги в пакете и готовы за это платить. К тому же индивидуальным туристам пока не так просто все успеть увидеть и всюду попасть при том столпотворении, которое бывает в вотчине в новогодние каникулы», – заметила Анна Михайловская. Действительно, по сообщениям Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, из-за огромного количества гостей организаторам пришлось ограничить посещение вотчины неорганизованными туристами: в первую очередь к Деду Морозу пускали туристические группы, а затем уже – индивидуальных посетителей.

Операторы довольны прошедшим сезоном. И хотя до желаемого качества обслуживания все еще далеко, очевидно, что организаторы праздника научились управляться с большим потоком туристов, стали разрабатывать более разнообразные программы. Тем не менее, растущий поток порождает и новые проблемы. По словам Анны Михайловской, устюжский Дед Мороз уже с трудом справляется с собственной популярностью: «Домик, в котором он принимает гостей, маловат для нескольких тысяч ежедневных посетителей. Там негде повернуться, а дети хотят разглядеть Деда Мороза, сфотографироваться рядом с ним. Возможно, надо активнее продвигать «дедов морозов» в других регионах. Это поможет разгрузить поток. Например, в московских Кузьминках есть свой «дедушка» и он тоже не жалуется на нехватку гостей».

Менеджер по России компании «Джет Тревел» Елена Осипова вообще полагает, что из-за огромного потока людей праздник в Великом Устюге превратился в конвейер: «Нет атмосферы, нет сказки, нет драматургии праздника, есть одна огромная очередь к Деду Морозу. В городке нечем заняться взрослым, родителям и детям постарше. Инфраструктуру отдыха еще предстоит создать». К тому же, такой тур оказывается слишком коротким и неадекватно дорогим. За меньшие деньги, по ее словам, можно пригласить домой «персонального» Деда Мороза. Так что «Джет Тревел» отказался в эти каникулы от квот мест и не продавал туры в Великий Устюг.

 

Светлана Ставцева, RATA-news