Тревелпорт

Возможно ли развитие туризма в Архангельской области с концепцией, но без дорог?

Власти Архангельской области утвердили региональную концепцию развития туризма. Определены семь приоритетных туристических направлений региона, сформированных с учетом перспектив развития межмуниципальных турмаршрутов: Соловецкие острова, национальный парк «Русская Арктика», маршруты Архангельск – Холмогоры – Пинега – Мезень, Северодвинск – Онега – Онежское Поморье, Каргополь и Кенозерье, юг Архангельской области и Северное Трехречье.

Местные туроператоры скептически отреагировали на появление очередного плана развития туризма в регионе. Первое впечатление от знакомства с документом генеральный директор архангельской компании «Ветер перемен» Александр Седаков прокомментировал так: «Любая концепция развития – это хорошо, власти сформулировали некий вектор политики в туризме. Но вот как она будет реализована, насколько окажется жизнеспособной – посмотрим. Пока не готов анализировать, надо внимательно почитать».

Эксперты при этом отметили, что туроператоров к обсуждению этих планов не привлекли. Директор каргопольской компании «Севертур» Александр Быков подчеркнул, что концепции и кластеры обсуждаются постоянно, но дальше презентаций дело обычно не идет, средств на развитие туризма выделяется крайне мало. «Подобные программы должны разрабатываться с участием регионального турбизнеса, а не только чиновников. Но к нам не обращались и, насколько мне известно, к другим операторам тоже. А для развития туризма в нашей области нужны, прежде всего, дороги. Сейчас большинство из них – грунтовые», – говорит он.

Например, концепция предполагает строительство гостевого дома в расположенном на Курострове селе Ломоносово, где родился великий ученый. «А ведь самое главное – это транспортная доступность. Куростров находится в 90 км от Архангельска, туристы могут переночевать и в городе, а вот попасть на остров без проблем можно только зимой, по ледовой дороге. Летом там всего трижды в день работает частная переправа. Это очень неудобно для групповых туров. Небольшая задержка – и можно не попасть в Ломоносово или, наоборот, застрять там», – заметил г-н Быков.

О прошедших новогодних каникулах эксперты отозвались положительно, спрос и продажи были хорошие. «Севертур» с 31 декабря по 10 января принял порядка 90 туристов, оборот составил 1,3 млн рублей, треть туров была продана по акции с кэшбэком. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил более 80%.

«Мы еще взяли новое направление – Мурманск, туда отправилась почти половина наших туристов, также посещали Каргополь, Кенозерье, Великий Устюг, – сообщил г-н Быков. - Сейчас запускаем новую автобусную программу в Каргополь из Питера на 8 марта. Основной спрос после зимних праздников стартовал по летним турам на Соловки. Но в этом году архипелаг стали спрашивать позднее, с середины января, раньше заявки принимали уже с осени». Он полагает, что спрос на весну зависит от того, когда и как объявят третью волну программы с кэшбэком. Пока люди осторожно интересуются, явно ждут продолжения акции.

По оценкам Александра Седакова, каникулы прошли успешно, компания «Ветер перемен» с 30 декабря по 10 января обслужила свыше тысячи туристов, из них более 350 – с ночевкой. Порядка 300 гостей прибыли на фирменном поезде «Александр Невский» по программе новогоднего круиза «Величие Севера», следующего по маршруту Москва – Рускеала – Архангельск – Великий Устюг – Москва. Для них подготовили обширную экскурсионную программу «Архангельск новогодний» с посещением музеев и выездами в соседние города.

«Объемы примерно в полтора раза превысили прошлогодние показатели. Думаю, сказались ограничения, введенные в Москве и Питере перед Новым годом, а у нас работали и музеи, и рестораны. Люди со второй половины декабря кинулись бронировать Мурманск, Киров, Вологду, Казань и т.д., в том числе и Архангельск». Оператор также занимается автобусными турами из Архангельска в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу, но был вынужден снять эти программы, в том числе, купленные с кэшбэком. «На приеме получили дополнительные объемы, а на выезде потеряли», – резюмировал г-н Седаков.

В каргопольской компании «Лаче» зимние праздники прошли на уровне годичной давности. Как отметил директор Радик Аднобаев, с аншлагом, как в Мурманской области или Карелии, в Архангельской области не столкнулись. По его словам, сезон продолжается, после новогодних праздников, продажи идут даже активнее, чем год назад в это же время, берут конец января, февраль и март. Бронируют по большей части лыжные, снегоходные и прочие активные туры.

«Мы предложили новые программы – снегоходную «Белое море открытий» с рыбалкой и тур «К белькам по Белому морю». Эти дорогие программы для групп от 5 до 8 человек хорошо востребованы. Стоимость от 50 до 100 тысяч рублей на 3-7 дней. Популярен также недельный тур «Лыжный патруль» по Кенозерскому парку, обойдется в 45 тысяч рублей на пять дней. Для туров такого уровня это адекватная стоимость, тем более, для туристов, привыкших выезжать за границу», – заметил г-н Аднобаев.

В целом он доволен зимними продажами. «Но все прекрасно понимают, что сезон удался вовсе не потому, что мы такие крутые и регион прямо на слуху у россиян. Большинство туристов едет, потому что закрыты границы. А вот когда откроются, сохранится ли этот турпоток?», – задается вопросом эксперт.

Наталья Панферова, RATA-news