Тревелпорт

Сложное лето Санкт-Петербурга

Лето – традиционно самый продуктивный, но и напряженный период в турбизнесе – закончилось. Теперь можно перевести дух и трезво оценить - каким же стал этот сезон для петербургского рынка? Подвести некоторые итоги мы решили с помощью руководителей ведущих туристских компаний Питера.

Разумеется, успешность бизнеса зависит от множества субъективных факторов, однако, некоторые общие тенденции отметили практически все опрошенные нами турфирмы. Давая общую характеристику сезону, руководители 70% компаний признали, что лето оказалось довольно сложным, и наряду с успешными направлениями были и явно провальные. Можно выделить целый комплекс проблем, которые, по мнению большинства турфирм, имели место этим летом.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась на испанском направлении. И причин тут несколько. «Есть определенные трудности с оформлением испанской визы: генконсульство находится в Москве, для получения визы требуется множество разнообразных справок. Поэтому был заметный процент отказов. Продажи пришлось прекращать минимум за неделю до вылета, чтобы успеть оформить документы», - рассказал Арнольд Риш, заместитель президента «Совета по туризму и экскурсиям СПб». Сыграло о свою роль и введение единой валюты на территории ЕС, повлекшее за собой рост цен на товары и услуги во многих европейских государствах. В связи с этим Юрий Иванов, директор турфирмы «Конкорд-тревел», отметил следующее: «Наши партнеры были вынуждены неоднократно менять тарифы, и в общей сложности их расценки выросли на 10-15%. Причем, это касается не только Испании. То же самое почувствовали операторы и немецкого и английского направлений. Следствие - понижение спроса - коснулось и их тоже».

Скачки валютных курсов этим летом имели и еще одно последствие. По мнению Елены Львовой, исполнительного директора компании «Пулково Экспресс Тур», многие деловые люди были вынуждены отказаться от поездки в отпуск просто из-за того, что не могли оставить работу – экономическая ситуация постоянно менялась, и следить за положением дел приходилось каждый день.

Рассуждая о ситуации на европейском рынке, естественно, никто из профессионалов турбизнеса не обошел вниманием природные катаклизмы. Наводнения в Германии, Чехии и других странах стали причиной отказа значительного числа клиентов от поездки в данный регион. При этом отмечается негативное влияние средств массовой информации, которые буквально нагнетали нервозную обстановку.

И, наконец, последний, но один из наиболее животрепещущих для туристской общественности моментов. Речь о переизбытке предложений на таких направлениях, как Крит, упоминавшаяся выше Испания, и, по мнению ряда турфирм, даже Болгария и Турция, продажи по которым шли, тем не менее, достаточно успешно. Руководители большинства туристических компаний соглашаются, что количество чартеров, заявленных этим летом на данных маршрутах, петербургский рынок был просто не в состоянии переварить, а естественным следствием такого положения дел стал демпинг. «Можно сказать, что участники рынка сами испортили ситуацию. Путевку на такие элитные направления, как, скажем, Крит, можно было купить за $199. Турист, который платит такую сумму, не рассчитывает потратить много денег во время отдыха. Поэтому и ему поездка не в удовольствие – он чувствует себя скованно, так как должен на всем экономить, и турфирмы лишаются возможности заработать, и принимающая сторона не получает того, на что рассчитывала», - пояснила Тамара Халецкая, генеральный директор фирмы «Солвекс-турне». Некоторые видят причину произошедшего в неумении или нежелании турфирм договориться между собой, другие склонны считать, что демпинг был организован специально.

Что касается успешных направлений летнего сезона 2002, то популярностью пользовалась Скандинавия. Высокий уровень продаж здесь отметили такие питерские компании, как «Вест Тревел» и «Аэротревел». Игорь Горин, директор турфирмы «ЛУМ», рассказал, что южные регионы России и Хорватия тоже вполне оправдали возложенные на них надежды. Положительные результаты получили и те, кто работал на прием туристов в Петербурге.

Несмотря на упоминавшийся неоднократно избыток предложений, произошло очевидное увеличение спроса на поездки в Турцию. В свою очередь, по словам Марии Сердцевой, генерального директора турфирмы «Альбион», стабильным остался интерес туристов к Америке, а также к Японии. Игорь Чащин, директор филиала компании Green EX в Санкт-Петербурге заявил, что у их клиентов большей популярностью, чем обычно, пользовался Таиланд. («Газета для путешественников» специально для RATA-news)