Демпинг одинаково опасен, как на туроператорском, так и на агентском рынках
Одной из самых острых тем, которые обсуждались съезде РСТ, стал демпинг, достигший в этом году, по словам делегатов, угрожающих размеров и на туроператорском, и на агентском рынке. Но не все так безнадежно. На съезде прозвучало немало предложений по конкретным мерам противодействия этой пагубной практике.
По словам генерального директора «Сети магазинов горящих путевок» (МГП) Сергея Агафонова (фото), нынешнюю ситуацию на агентском рынке иначе как безобразием назвать нельзя. Демпинговые войны ведут, прежде всего, компании-однодневки, которые открываются весной перед началом летнего сезона, а осенью сворачивают бизнес. Однако они успевают сломать работу коллег по цеху и сводят на нет рентабельность турагентского бизнеса. Чем дальше от столичного центра, тем эта проблема острее, считает глава МГП. Понятно, что в такой ситуации страдают, в первую очередь, компании, которые работают «чисто и профессионально».
По мнению Сергея Агафонова, тенденция к серьезному демпингу на агентском рынке наиболее ярко проявилась в прошлом году, но в нынешнем ситуация стала угрожающей. Он предупредил, что очередной скандал, связанный с небольшой агентской сетью, сейчас зреет в Санкт-Петербурге. «Компания предлагает скидки 20-50% от стоимости путевки. Несложно спрогнозировать, что будет с этой турфирмой в ближайшее время», – сказал г-н Агафонов.
Эксперт уверен, что максимальная скидка, которую может позволить себе турагентство, не должна превышать 8%, и то лишь в связи с какими-либо акциями, маркетинговыми ходами. При постоянном применении даже такой процент губителен для финансовой устойчивости компании.
Не случайно президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько предложил участникам съезда прописать в итоговой резолюции требования к величине агентских скидок. Но порог допустимых скидок вызвал дискуссию. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин заметил, что для каких-то агентств и 3% могут быть губительны. По мнению главы Правовой комиссии РСТ Георгия Мохова, важно четко разделять понятия – обоснованные скидки и сознательный демпинг. Существуют акции, маркетинговые шаги, когда льготы при продаже туров вполне оправданы. «А бороться надо не со скидками, а с демпингом как с политикой компании на рынке, если это метод выдавливания конкурентов или единственный способ привлечения клиентов», – пояснил Георгий Мохов.
Непростая ситуация и на туроператорском рынке. Как заметила в своем выступлении генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур» Татьяна Ванд (фото), «три года назад на рынке завелось и продолжает распространяться зло – туроператорский демпинг». Этим летом под серьезный демпинг попала Греция. «Туры, например, на Крит можно было купить в августе за 300-400 евро, в июне-июле – за 80-100 евро, включая перевозку, наземное обслуживание и т.д. Таких предложений была масса. Италия также была представлена не лучшим образом, то есть крупные операторы, скорее всего, потеряли больше, чем в прошлом году, а заработали – еще меньше», – сказала г-жа Ванд. Если ничего не предпринять, считает эксперт, демпинг будет только нарастать – наступающая зима наверняка это ярко продемонстрирует. Туры в Эмираты, Таиланд, Доминиканскую республику, Гоа (Индия) наверняка будут продаваться ниже себестоимости на 30-50%.
По мнению Татьяны Ванд, демпинг возможен потому, что большинство крупных туроператоров «сидят» на кредитных линиях, вынуждены отчитываться перед банками. В конце сезона эти туроператоры остаются должны и авиакомпаниям, и зарубежным партнерам, и, зачастую, банкам, но продолжают из года в год играть в демпинговые игры.
«Судя по мелькавшим в прессе фактам, получается, что «Капитал тур» рухнул, в общем-то, случайно – из-за того, что в банке поменялось руководство и обнаружило финансовую «дыру». Прежнее начальство, видимо, было готово еще терпеть долги туроператора. Боюсь, что в аналогичной ситуации находится весь крупный туроператорский бизнес в России», – сказала г-жа Ванд. Ванд. По ее словам, во многих европейских странах работают контролирующие органы, которые следят за тем, чтобы ниже себестоимости продавались лишь туры last minute. «А в течение всего сезона никто не имеет права продавать ниже себестоимости, потому что это реально угрожает экономической нестабильностью всему рынку, – пояснила г-жа Ванд. – И в российские законы пора внести антидемпинговые статьи. Например, надо прописать, что продавать пакеты ниже себестоимости можно, но только в последний момент либо по акции раннего бронирования».
Правда, и столь распространенные на рынке акции раннего бронирования не вызывают симпатий у Татьяны Ванд: «Если оператор продает турпакеты за 2-4 месяца, опять же, ниже себестоимости, то, скорее всего, это ему нужно для получения оборотных средств. То есть, это уже не маркетинговый ход, а средство для затыкания все тех же финансовых дыр». Чтобы у РСТ было полное и конкретное представление о масштабах демпинга на рынке, Татьяна Ванд предложила провести специальное исследование и даже выразила готовность его профинансировать.
Руководитель Удмуртского отделения РСТ, генеральный директор компании «Лина-тур» Елена Захидова (фото), напротив, уверена, что на рынке «договориться можно». «Мы, например, в своем регионе какое-то время назад пришли к соглашению, что скидки не могут быть более 2%, потом, правда, скатились до 3%, – пояснила г-жа Захидова. – Наверное, стоит подумать о том, чтобы оговорить максимальный размер скидки. Это не сговор, так как мы не договариваемся о повышении цены. Мы говорим о том, что есть определенный порог рентабельности, ниже которого нельзя опускаться, это опасно для всего рынка».
Нелишним считает Елена Захидова и говорить туристам о вреде скидок, тем более сейчас, когда все чаще многие из них, польстившись на дешевизну, вскоре оказываются перед закрытыми дверями агентств, без ваучеров, билетов и денег. Можно также законодательно закрепить стандарты работы агентства.
О сложной ситуации в сибирских регионах говорил руководитель новосибирской группы компаний «Акрис» Владимир Коуров (фото). Она характеризуется резким сокращением количества туроператоров и непропорциональным ростом числа тех, кто занимается турагентской деятельностью, в том числе, частным образом. «Эта нерегулируемая масса активно демпингует и совершенно безнаказанно ломает рынок продаж, – сказал г-н Коуров. – Ведь даже проверки надзорные органы проводят проверки только в тех компаниях, которые официально зарегистрированы». По его словам, отсутствие каких-либо барьеров для доступа на агентский рынок – реальная угроза для туристов, потому что турбизнес тесно связан с обеспечением жизни, здоровья и безопасности людей. Владимир Коуров рассказал, что в Новосибирске можно увидеть вывески с такими надписями: «Изготовление печатей. Продажа турпутевок». Именно подобные «агентства» практикуют тупую конкуренцию с помощью скидок. Результат – депрофессионализация рынка, текучка кадров, работа на грани требований административного, а то и уголовного кодекса.
«Экономическая база регионального турбизнеса значительно ослаблена, соответственно он не может включаться в реализацию региональных программ развития туризма», – подчеркнул Владимир Коуров. Еще одна ключевая проблема турбизнеса, по его мнению, – законодательное обеспечение. Действующий отраслевой закон – это «системная ошибка», а его дальнейшее латание – «затыкание дыр на тонущем корабле с помощью ватных тампонов». С ним согласен глава Дальневосточного отделения РСТ и генеральный директор «Дальневосточной международной туристической компании» (Хабаровск) Александр Осауленко. Отсутствие актуальных и конструктивных законодательных норм в сфере туризма он назвал полным безобразием. Тем более что турбизнес – очень интересная тема для мошенников.
Генеральный директор компании DSBW tours Карен Гончаров (фото) полагает, что одна из причин туроператорского демпинга состоит в том, что некоторые крупные компании могут себе позволить работать в убыток, подрывая весь рынок. Как правило, это компании, начинавшие продавать Турцию, а сейчас активно захватывающие демпинговыми ценами другие направления. «Они думают только о расширении своей доли на рынке. Если вы увеличили свою долю на 10%, то ближайшие несколько лет можно вообще не думать о прибыли», – пояснил он. В связи с этим г-н Гончаров предлагает принять меры по укреплению позиций и защите среднего и малого бизнеса, который во всех странах считается самым устойчивым, и который в ближайшее время столкнется с очередным демпингом со стороны крупных компаний.
Что касается агентского демпинга, то причиной его, во многом, стало превышение предложения над спросом. Сейчас турагентств раза в два больше, чем нужно, считает г-н Гончаров. По его мнению, доступ на розничный рынок может и должно упорядочить лицензирование турагентской деятельности, которое, естественно, предполагает определенные ограничения для компаний. Например, агентство должно отправлять в год не менее тысячи туристов, должны быть требования к численности персонала, а также другие четкие нормы.
Как сказал Карен Гончаров, экономический кризис еще не закончился, ситуация на рынке сложная, проблемы могут коснуться многих компаний. Поэтому в рамках РСТ имеет смысл создать рабочую комиссию под условным названием «инвестиционная», куда можно будет обратиться, если у кого-то возникнет необходимость продать свой бизнес. «Это гораздо более цивилизованный способ ухода с рынка, чем ситуации, когда турист оказывается у закрытых дверей очередного агентства», – считает г-н Гончаров.