Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

За и против «от имени и по поручению»

08:07, 2 октября 2011

Поправка в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которая, как предполагается, упразднит нынешние договоры купли-продажи и законодательно закрепит обязанность турагента работать от имени и по поручению туроператора, продолжает вызывать споры. Неоднозначный, иногда прямо противоположный, подход участников рынка к этому вопросу продемонстрировал и съезд РСТ.

По словам генерального директора управляющей компании «Сеть магазинов горящих путевок» Сергея Агафонова, пока не ясно, как эта законодательная мера будет реализована. «Трудно также сказать, насколько она будет эффективна, однако мы – за такую поправку», – сказал он в ходе дискуссии на съезде. Сергей Агафонов считает, что это поможет рынку очиститься от непрофессиональных и нечистоплотных игроков. Это, в свою очередь, будет способствовать росту доверия к турфирма, которое сейчас явно подорвано.

Еще одной мерой, которая могла бы стабилизировать розничный рынок, по мнению г-на Агафонова, могло бы стать лицензирование: «Эта идея не кажется нам абсурдной, ее можно развивать, от нее может быть результат. Но, в любом случае, с процедурой лицензирования надо «работать», потому что просто возвращать систему на рынок в прежнем виде смысла нет».

Генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур» Татьяна Ванд, напротив, уверена, что в нынешней ситуации надо не снимать с турагентств ответственность за продажу турпродукта, а наоборот, – усиливать. «Агентства должны работать от своего имени. Реальность такова, что сейчас вводить принцип работы агентств «от имени и по поручению» просто преступно, так как мгновенно вырастет число ни за что не отвечающих компаний, – сказала она. – Две трети всего объема массовых туров продается сейчас демпингующими туроператорами, финансовое положение многих из них угрожающе, и агентства, как профессиональные участники рынка, должны сами отвечать за то, чей продукт они выбирают и с кем работают».

Например, как пояснила Татьяна Ванд, сейчас некоторые продавцы даже берут расписку с туристов, настаивающих на покупке путевки оператора, в котором само агентство сомневается. Некоторые просто отказываются продавать клиентам туры отдельных туроператоров. По мнению г-жи Ванд, такие агентства дорожат своим именем, ведут себя на рынке как полноценные, профессиональные участники, а сторонники принятия поправки «от имени и по поручению» фактически предлагают им снять с себя всю ответственность за результат работы с клиентом.

«Не хочу сказать, что сама идея работы агентства от имени туроператора плоха. Это правильный ход, но для нашего рынка преждевременный, он приведет к дальнейшей дестабилизации бизнеса. А о безопасности туристов вообще можно будет забыть», – сказала Татьяна Ванд. По ее мнению, смешно надеяться, что крупные туроператоры будут работать только с «хорошими», проверенными, агентствами. Чтобы грузить свои чартеры, им придется работать со всеми подряд, так что ни о каком уменьшении числа «недобросовестных» агентств говорить не приходится. Риски не только не снизятся, а, наоборот, вырастут, полагает г-жа Ванд.

Не кажется столь пугающей предлагаемая поправка генеральному директору компании DSBW tours Карену Гончарову. «Не думаю, что с введением обязанности агентств работать «от имени и по поручению», что-то принципиально изменится на рынке. Туроператор, как прежде, будет отвечать за свой продукт, как в любой отрасли производитель несет такую ответственность. А агентство, как любой магазин, будет отвечать за обслуживание покупателя. И уже дело самого продавца, кем ему быть, – базаром или брендовым магазином, торговать дешевым товаром или качественным, но дорогим», – сказал в своем выступлении Карен Гончаров. По его мнению, из-за недостатка конкретной информации об этой поправке на рынке слишком много домыслов, и, как следствие, сформировалось негативное в целом к ней отношение. «С одной стороны, агентства боятся, что их хотят «прикрепить», понизить в ранге или просто «извести», «почистить». С другой, операторы недовольны, что на них возлагают ответственность за агентства, опасаются, что продавцы, ни за что не отвечая, будут делать, что захотят, в том числе накручивать высокие цены на их туры, – сказал г-н Гончаров. – Но ведь сейчас у нас есть лист бронирования, где все прописано об отеле, перелете, визах, так что я не понимаю, как здесь агентство сможет что-то «дописать». По мнению Карена Гончарова, нововведение не переделает рынок и не принесет никакого монополизма. Чем реально обернется поправка «от имени и по поручению», и вообще обернется ли, можно будет понять, лишь когда будет понятно ее «подзаконное» содержание.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно