Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Более 4 тысяч родителей ответили на вопросы комитета РСТ по детскому туризму

Комитет РСТ по детскому и семейному туризму опросил родителей школьников по поводу экскурсионных поездок, организованных учебным заведением.

По словам руководителя комитета РСТ Олеси Калачевой, первый опыт подобных опросов был предпринят в прошлом году, тогда к участию пригласили турбизнес. «Несмотря на постоянные жалобы операторов по детскому туризму на тяжелые условия работы, на вопросы ответили немногим более 150 компаний. Для выборки этого мало, – подчеркнула она. – В этом году мы, не особо надеясь на результат, тщательно подготовили опросник для родителей и обратились за помощью к коллегам из турсообщества через общий чат РСТ и в Telegram. И сразу пошли отклики: за трое суток нам ответили более четырех тысяч человек со всей страны». Наиболее активное участие приняла Псковская область, откликнулись и другие регионы, постаравшись максимально привлечь местное родительское сообщество.

Г-жа Калачева назвала результаты опроса интересными, хотя в чем-то и предсказуемыми. Например, ответы респондентов подтвердили, что люди преимущественно не отличают туроператора от любого другого организатора детских поездок и не вникают в разницу, хотя она принципиальная.

Также около половины опрошенных не придают значения формальностям при организации экскурсионного тура, многие полностью доверяет учителю, даже не уточняя наличие договора. «Более 40% родителей не интересуются вопросом, несет ли кто-то официально ответственность за поездку ребенка. Притом что мы сами все время говорим о безопасности детского туризма. Хорошо, что они доверяют учителю, но надо бы еще понимать, с какой компанией педагог договорился. Ведь если договор не подписан, ответственного фактически нет. Да и деньги в этом случае сдают непонятно кому. На рынке действует много «серых» организаторов детских выездов, не имеющих юридического лица», – заметила она.


Речь, прежде всего, о пробеле в отраслевом законе, где есть понятие турпродукта и определено, кто может заниматься его формированием, – это туроператор. А вот по формированию экскурсионного продукта длительностью до 24 часов не прописана необходимость иметь юридическое лицо, что и позволяет процветать черному и серому рынку. «Судя по опросу, именно однодневные экскурсии наиболее популярны в детском туризме, но при этом фактически никак не регулируется», – сказала собеседница.


Олеся Калачева выделила также неожиданный результат опроса: отвечая на вопрос, что влияет на решение отправлять ребенка в поездку с классом или нет, 31,5% родителей назвали причиной отказа «неинтересную экскурсию». «Такой ответ с небольшим отрывом шел вторым после сложной эпидобстановки – опрос проводили до отмены ограничений. Это ярко показывает, что детский туризм нуждается в перезагрузке, потребителя уже не накормить простой булкой – ему нужен авторский эклер, но по цене булки. Тут, безусловно, надо продумывать стратегию, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. При этом главным остается безопасный, в том числе по информационному наполнению, качественный продукт, чтобы дети хотели поехать и на следующую экскурсию», – уточнила она.


Сейчас комитет РСТ совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма формирует анкету для учителей, а чуть позже сделает вторую попытку опросить турбизнес. «Надеюсь, в этот раз операторы будут активнее. И уже по результатам всех трех опросов будем решать, как развивать школьный туризм, какие ресурсы и организации подключать», – пояснила г-жа Калачева.

Она также рассчитывает на активное участие в этом процессе профильных туроператоров. «Время сетовать прошло. Если вы хотите и дальше оставаться на рынке и быть успешными, пора развиваться, проходить обучающие курсы и так далее. Пришла пора действовать», – считает эксперт.

Наталья Панферова, RATA-news