Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

...и состояние транспорта в России

На пленарном заседании Госдумы 18 апреля в ходе «Правительственного часа» с информацией о ходе реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и подготовке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» выступил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. Из его выступления и ответов на вопросы депутатов мы выбрали то, что в той или иной степени имеет отношения к туристической отрасли.

Авиатранспорт. Программой развития транспортной системы в России запланировано приобретение с 2010 по 2015 год 688 российских самолетов. Что может предложить отечественная промышленность? Помимо «Суперджета» - Ту-204 и Ту-214, Ил-96. «И, конечно же, мы рассчитываем на региональный самолет, это до 50 мест. Такого самолета в программе развития транспорта нет. Поэтому был внесен пакет акций Ташкентского завода, который делает машину Ил-114, она примерно соответствует 50 пассажирам.

В 2007 году российские авиакомпании перевезли 45 млн. пассажиров, это на 19% больше, чем в 2006, и весь спрос обеспечить не смогли. В программе планируем выйти на 65 млн. пассажиров в год. В России огромнейший дефицит парка, поэтому не разрешать покупать самолеты за рубежом мы не можем. Или есть другой путь, который мы считаем не очень справедливым, - запустить иностранные компании на внутрироссийские перевозки. Мы пока не идем по такому пути, хотя объем перевозок сегодня в России очень большой.

688 самолетов - это подтвержденный заказ Объединенной авиастроительной компании. Если он не будет выполнен, мы опять будем приобретать самолеты за границей.

Минтранс РФ принял решение взять ряд аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, на содержание за счет средств федерального бюджета. Это уже сделано в Якутии. Подобная практика позволяет ограничить дополнительные налоги и сборы на авиаперевозки со стороны аэропортов. В результате, за год количество авиаперевозок в Якутии увеличилось в два раза. Предложений о госфинансировании аэропортов Крайнего Севера и Дальневосточного региона в ведомстве ждут от Чукотки, Магадана и Красноярского края.

С предложениями компенсировать перелеты с Дальнего Востока и Крайнего Севера в Минтранс обратились губернаторы этих регионов. В мае мы решим эти вопросы.

Основным фактором, влияющим на стоимость авиабилета, является цена топлива. Для самолетов российского производства она составляет 40%, самолетов иностранного производства, а также в новых моделях отечественных самолетах она снизится до 20%.

Уже в июне этого года попасть в международный аэропорт «Шереметьево» можно будет с Савеловского вокзала Москвы. В течение 15 лет на содержание «Шереметьева» из бюджета не выделялось ни рубля. За два последних года частные компании вложили в главный аэродром России $1 млрд. До сих пор «Шереметьево» оставался единственным из московских аэропортов, не связанным железнодорожным сообщением с городом. Сегодня уже построена железнодорожная станция, заканчивается строительство третьего терминала, реконструирована взлетно-посадочная полоса. Строительные работы планируется полностью завершить в 2010 году, и аэропорт сможет пропускать в год 25 млн. пассажиров.

Еще одну полосу взлетно-посадочную построят в аэропорту «Домодедово», а «Внуково» получит две дополнительные полосы. Всего же транспортники хотят модернизировать 116 из 350 существующих в стране взлетно-посадочных полос. Обновление коснется и «Шереметьева-1». Там будет построен новый терминал на 5 млн. пассажиров в год и закончена реконструкция первой полосы.

Весь московский авиаузел «Шеремьево - Внуково - Домодедово» к 2020 году будет принимать около 60 млн. пассажиров».

Железнодорожный транспорт. За последние два-три года железных дорог в стране построено очень мало. Программой развития запланированы обходы крупных городов, железнодорожных узлов, которые сегодня загружают города Ярославль, Саратов, Чита, Омск и ряд других. Планируется обход Украины. Сегодня, когда вы едете из Москвы на Юг, два раза пересекаете границу с Украиной.

Основная проблема Московского транспортного узла связана, прежде всего, с тем, что здесь очень слабо развит пригородный железнодорожный транспорт, и он не увязан с метро. Соответствующая программа компании «Российские железные дороги» сегодня уже согласована с городом.

Сейчас на 30% железнодорожных линий существуют «лимитирующие участки». Если рельсовая» инфраструктура будет развиваться теми же темпами, что и сейчас, к 2015 году таких ограничений может быть до 50%. При этом на реализацию программы по развитию железных дорог транспортникам не хватает 1,4 трлн. рублей. Министерство предложило правительству ввести «инвестиционную составляющую» или попросту повысить тариф на грузоперевозки по рельсам. Цены на железнодорожные билеты, видимо, тоже будут поднимать параллельно росту стоимости металла. Перевод транспортных систем на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций.

Автомобильный транспорт. Только 30% российских дорог соответствуют нормам. 29% магистралей федерального значения работают «в режиме перегрузки». К 2015 году количество качественных магистралей правительство намерено увеличить до 50%. Транспортники обещают проложить 2 тыс. км скоростных магистралей.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в московском транспортном узле. В столице перегружены 60% дорог. 80% магистралей и развязок, особенно в центре города, исчерпали свою пропускную способность. Городу не хватает 350-400 км улиц. Для решения проблемы министерством подготовлена комплексная программа развития московского транспортного узла, где Москва и область представлены как единый транспортный комплекс. Кроме того, облегчить жизнь столичных автолюбителей должно появление нового объездного пути для транзитников, в обход Москвы. Эта трасса пройдет через Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду и Питер. Правда, формирование этого «коридора» начнется не раньше, чем через два года.

Параллельно транспортники обещают заняться сельскими дорогами. Сейчас примерно 40 тыс. сел и деревень, где живут больше 2 млн. россиян, не связаны с внешним миром дорогами с твердым покрытием. С 2010 по 2015 гг. транспортники намерены проложить асфальтовые «ветки» от основных магистралей к 2,3 тыс. поселков. И в дальнейшем определенные суммы бюджетных денег будут целевым назначением направляться на строительство сельских дорог.

В стране 69 аварийных мостов. В рамках программы будет реконструировано и построено вновь порядка 500 искусственных сооружений на федеральных автомобильных трассах.

Водный транспорт. Пока на территории страны используется только 25% внутренних водных дорог. К 2015 году «ограничительная пропускная способность» рек и каналов должна снизиться с 75% до 14%. По сути, 100 тыс. км внутренних водных путей будет обеспечено хорошей пропускной способностью.

За 5 лет с 20010 по 2015 гг. Минтранс намерен полностью восстановить речное сообщение на территории России, но при этом не удастся избежать дефицита судов. Министерство готово заказать примерно 100 судов внутреннего водного транспорта, для того чтобы обеспечить перевозку тех пассажиров, которые нуждаются в речных перевозках. Это примерно 25 млн. человек. Если наши верфи готовы будут выполнить такой заказ, мы полностью разместим его в России. Пока наша заявка принята и рассматривается в Объединенной судостроительной компании.

Отвечая на вопрос, что предполагает сделать министерство для возвращения под юрисдикцию России морских судов, которые ходят под флагами третьих стран, г-н Левитин сказал: «Мы с вами приняли закон о том, что сегодня в России существует возможность также регистрировать суда без налогов, как это делается во всем мире. Но для того чтобы мы перешли полностью под российский флаг, необходимо обеспечить сам факт строительства корабля здесь, в России. А отечественные верфи сегодня не готовы перейти полностью на обеспечение всех наших заявок. Кроме того, должны быть хорошие кредитные условия под заказ морского судна». Тем не менее, за последний год около 70 судов переведено под российский флаг.