Travelport с 25 октября

РАТА-новости от 21.05.2004

Все-таки отменят?

Вчера на очередном заседании Правительства РФ был предложен к рассмотрению проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проект закона предусматривает упразднение лицензирования целого ряда видов деятельности, в частности, туроператорской и турагентской.

Надежды туроператоров не оправдались

Вопреки ожиданиям после вчерашних договоренностей, которые были достигнуты между операторами по Чехии и консулом страны г-ном Яном Едличкой (RATA-news от 20 мая 2004 г.), вчера удалось сдать не 400 паспортов, а только около 270. На собрании турфирм в офисе Национального туристического управления Чешской Республики, состоявшемся вчера днем и где присутствовал директор московского офиса CzechTourism г-н Павел Франек, фирмы выработали совместное решение о квотировании и разбивке по датам заноса паспортов. Был составлен соответствующий список. Но для того, чтобы этот механизм начал действовать, нужно каким-то образом убрать «затор» из 473 документов туристов, выезжающих в Чешскую Республику в сроки до 31 мая 2004г. включительно.

Президент РСТ Сергей Шпилько обратился с письмом к послу Чехии г-ну Ярославу Башта, в котором от лица заинтересованных компаний попросил в порядке исключения принять 21 мая 2004 года эти документы на получение виз на выезды туристов в период с 28 по 31 мая от стоящих в очереди туроператоров. Список их был приложен к письму. Президент РСТ выразил надежду, что в этом случае нынешняя напряженная ситуация со сдачей документов на ближайшие даты выездов туристов относительно разрядиться, и в дальнейшем эта работа может протекать в более спокойной обстановке, если, конечно, будет выдерживаться заявленное консульством количество документов, принимаемых через окошко для аккредитованных туроператоров.

Репетиция летнего сезона состоялась

Майские праздники – своего рода генеральная репетиция летнего сезона. Во время этих каникул традиционно обкатываются новые маршруты и чартерные программы. И, между прочим, проверяется способность турфирм договариваться в случае возникновения проблем. Небольшой опрос, который RATA-news провела среди московских операторов, дает общее представление о том, как были отработаны майские праздники, на какие вопросы стоит обратить внимание. В опросе приняли участие компании «Большое путешествие», «Ванд интернешнл», «Зевс тревел», «Ланта-тур вояж», «Мондо турс», «Музенидис-тревел», «Нева», «Солвекс», «Туральянс».

Начнем, пожалуй, с проблем, подпортивших майский сезон. В первую очередь, конечно же, речь пойдет о Чехии. Версий о причинах, вызвавших столь тяжелую ситуацию с оформлением виз в чешском консульстве, много. Но сейчас нам важны последствия. По отзывам операторов, спрос на отдых в Чехии каждый год понемногу растет. Правда, в этом году особенного всплеска не было, даже несмотря на чемпионат мира по хоккею. Однако, количество запросов все-таки увеличилось, а вот поехать из-за визовых проблем смогли не все. Операторы, планировавшие прирост туристов и не ожидавшие от чешского консульства подвоха, поставили дополнительные борта. Один оказался явно лишним. Майские бои у чешского посольства вынудили некоторые фирмы предпринять шаги для обеспечения хотя бы относительной собственной безопасности. Например, «Ланта-тур вояж» увеличила для турагентств срок приема документов до 14 рабочих дней.

Непростая ситуация сложилась вокруг Греции, хотя и по другой причине. На этом направлении был явный переизбыток чартерных рейсов при незначительном, по сравнению с прошлым годом, росте объемов. Бортов было чуть ли не вдвое больше, причем, на все города прилета. Недозагруженность самолетов, по словам генерального директора «Музенидис-тревел» Александра Цандекиди, наблюдается и по сей день. Он надеется, что ситуация стабилизируется в ближайшее время, так как оживление спроса на конец мая уже наметилось. Чем было вызвано стремление поставить такое количество рейсов на первые числа мая, непонятно. Видимо, компании понадеялись на рост турпотока в связи с предстоящей Олимпиадой, а он хоть и вырос, но незначительно. Уменьшилось количество туристов, пожелавших отдохнуть на Крите. «Загрузка каждой последующей даты была проблематична», - сказал исполнительный директор «Зевс тревел» Аркадий Кеворков. Зато наблюдается большой рост спроса на экскурсионные поездки по Греции. Тому же «Музенидису» пришлось в два раза увеличить количество автобусов на маршрутах.

Однако, не у всех остались грустные воспоминания о майской Греции. Заместитель генерального директора компании «Нева» Ирина Заболотная заверила, что все их программы с вылетом из нового терминала аэропорта «Внуково» прошли хорошо. Исполнительный директор «Мондо турс» Любовь Чистякова буквально повторила слова г-жи Заболотной: «Все греческие рейсы загружались очень хорошо».

Те же чартерные проблемы наблюдались и на тунисском направлении. Спрос вырос процентов на 15, а бортов было в два раза больше, чем в прошлом году. Три рейса пришлось отменить, и все равно загрузка шла тяжело. Как выразилась генеральный директор «Ванд интернешнл» Татьяна Ванд, билеты даже и по $90 никто брать не хотел. А генеральный директор компании «Туральянс-оператор» Юрий Стрижак был еще более категоричен: «Наш бесшабашный рынок не хочет ничего учитывать. Думаю, что и на следующий год все опять повторится сначала».

Был переизбыток рейсов и на Турцию. Спрос хоть и вырос, но лишь на 10-15%. Туристов оказалось меньше, чем мест в самолетах. Мнение о категорийности запрашиваемых отелей разделилось. Татьяна Ванд говорила о повышении интереса к более дешевым турам, а Ирина Заболотная, наоборот, отмечала увеличение в их компании числа запросов на дорогие отели.

Тяжеловато шли продажи туров в Индию и Шри-Ланку. И там, и там была лишняя авиаперевозка при небольшом росте спроса. А лететь через океан на Кубу и в Доминикану народ и вовсе не захотел. Если в прошлом году было два кубинских чартера, то в этом ни одного. На Доминиканскую республику поставили один рейс, но грузился он очень тяжело.

А теперь о хорошем. И в этом году, как и в прошлом, опять подрос Египет. Ну, не устают наши люди туда ездить. Хорошо все сложилось на итальянском направлении. Вырос спрос на майскую Австрию, Францию, особенно на Париж, ОАЭ - нужно было только успеть забронировать отели на береговой линии. Порадовала Болгария. На чартерной программе «Солвекса» пришлось заменить прошлогодний Ту-154 на более вместительный Ил-86. По мнению генерального директора компании Ирины Петровой, спрос на страну вырос на 30%, клиенты стали чаще запрашивать гостиницы не менее 4*. Не обманули ожиданий и экзотические Мальдивы, Сейшелы и Маврикий. Клиентов на этих дорогих направлениях стало на 20-30% больше, борта загружались на все 100%. Не было особенного всплеска интереса к Хорватии, Испании и Бали. Здесь сохранился уровень прошлого года, да и чартерная политика была грамотно выстроена.

Два сценария развития туризма

Несмотря на колоссальный потенциал, туристические возможности Кировской области используются не более чем на 20%. К 1994-1996 гг. количество туристов, посетивших область, сократилось по сравнению с 1987 г. с 800 тыс. до 215,4 тыс. человек. Однако с 2000 года начал повышаться интерес к областному турпродукту. Эта тенденция к 2001 году укрепилась, и был отмечен значительный рост турпотока: регион посетили 10 тыс. иностранных граждан и 230,89 тыс. россиян.

В сложившихся условиях, при придании статуса приоритетной отрасли туризм может стать одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки региональной экономики. Это обусловлено, прежде всего, наличием историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов. Исключительно благоприятной территорией для развития туризма делает область также ее географическое положение (равноудаленность от Урала и Москвы), всемирно известный палеонтологический музей "Парк пермского периода", курортная зона Нижне-Ивкино (лечебно-оздоровительный туризм), широко известный Великорецкий крестный ход (религиозный туризм), крупные научные центры (деловой туризм), сформированная система организации и проведения всероссийских и международных спортивных мероприятий (спортивный туризм).

Для улучшения информационного обеспечения предприятий туриндустрии, потенциальных инвесторов, органов государственной власти Департаментом по международным связям, внешнеэкономическому и межрегиональному сотрудничеству при Правительстве Кировской области разработан паспорт туристических ресурсов Кировской области. Это система необходимых сведений и документов о правовом статусе объектов и инфраструктуры туризма, об их географическом положении и границах, об экологических, экономических, количественных и качественных характеристиках, научной, исторической и культурной ценности. При составлении паспорта использованы данные за 2002 год, которые разделены на следующие группы.

Познавательный туризм: туры с экскурсионной программой, посещением музеев, осмотром достопримечательностей, участием в культурных мероприятиях. На данный вид туризма приходится самая большая доля - 893,29 тысяч посещений области. В 1999-2001 гг. ежегодный рост составил 4,1%.

Спортивный туризм: туры с активным способом передвижения (пешеходным, лыжным, водным), рыбалкой, охотой, а также с целью участия или присутствия на спортивных соревнованиях (приняло участие 134,8 тысяч человек, обслужено 26,4 тысяч).

Лечебно-оздоровительный туризм: туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте (105,1 тысяч человек).

Религиозный туризм: Великорецкий крестный ход, в мероприятиях которого ежегодно принимают участие около 12 тысяч человек.

Народные промыслы и шопинг. Настоящее направление туризма представлено продукцией предприятий народных промыслов: обработка капокорня, можжевельника, инкрустация соломкой, роспись и резьба по дереву, вышивка, кружевоплетение, дымковская глиняная расписная игрушка, художественная обработка бересты, соломки, меха, кожи.

Профессионально-деловой туризм: участие гостей Кировской области в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности. Ежегодно в регион с подобными целями прибывает около 90 тысяч человек.

На территории области услуги по размещению оказывают 247 предприятий гостиничного и санаторно-курортного типа (20,1 тысячи мест). Предприятиями данной сферы обслужено 229,2 тысяч человек.

Высокий потенциал объектов показа представлен 1026 памятниками истории, культуры, архитектуры, археологии, музеями и особо охраняемыми природными территориями. Инфраструктура развлечений насчитывает 3,5 тысячи объектов: театры, кинотеатры, дома культуры, концертные залы, дискотеки, казино, парки отдыха, спортивные сооружения.

Иными словами, в Кировской области есть предпосылки для развития туризма, который может стать одним из факторов, в большой мере влияющих на развитие экономики и социальной сферы в следующие 10-15 лет. В настоящий момент можно предположить два основных сценария развития ситуации.

Первый – инертное развитие туризма в регионе, сохранение сложившегося подхода к потенциалу отрасли. В этом случае на кировском рынке туруслуг появятся сильные туроператоры из других регионов России. Уже сегодня в области начинают вести операторскую работу турфирмы Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга.

В результате последуют прямые потери доходов от туристической деятельности - налоги, инвестиции, строительство объектов инфраструктуры и перетекание доходов от туризма в другие регионы.

Второй вариант - регулируемое развитие - предполагает необходимость поддержки отрасли государством, которое сможет обеспечить контроль за развитием туризма и оказать помощь в продвижении кировских туристических организаций на всероссийском рынке. При этом, соответственно, увеличится объем прямых доходов и привлекательность области для инвестиций. Об этом рассказал кировский журнал "ТДТ". (Voyage.ntann.ru)

Путешествие в главную ссылку Российской империи

Развитие внутреннего туризма в Югре с каждым годом улучшается, к нынешнему лету кампании разработали увлекательные туры и круизы по Ханты-Мансийскому автономному округу.

Наиболее интересными и привлекательными предложениями порадовала компания «Югра Флот Сервис». Фирма организует увлекательные прогулки на комфортабельных теплоходах «Самарово» и «Москва 208». Маршрут включает в себя посещение Ханты-Мансийска, этно-оздоровительного центра «Шеркалы» и поселка Березово – «Главной ссылки Российской империи». Обед и ужин позволят туристам непосредственно на теплоходе отведать самую настоящую сибирскую кухню, а также национальную кухню коренных народов Югры. На пути к следующей точке маршрута туристам никогда не будет скучно: для них приготовлены развлекательные программы, экскурс в историю освоения Сибири.

В этно-оздоровительном центре «Шаркалы» можно познакомиться с национальными традициями и бытом народов ханты и манси, увидеть чумы, лабазы, печи, жертвенные места, отведать национальную кухню, а затем вернуться в современный мир, на теплоход, посетить сауну или потанцевать на дискотеке. В поселке Березово туристов ожидает не менее интересная программа с посещением историко-краеведческого музея, экскурсия к месту открытия первого газоносного месторождения Тюменской области, коктейль-прием в отеле «Град Березов», посещение старейшего предприятия рыбоконсервного комбината «Сибирская рыба» с дегустацией сосьвинской селедки – единственной в мире пресноводной сельди! Также гостей приятно удивит торжественное вручение каждому туристу свидетельства о посещении «Главной ссылки Российской империи» и посвящение в «Первооткрыватели земли Югорской» с выдачей специальных дипломов, сбор дикоросов, рыбалка, посещение Гранатовой горы из натуральных уральских самоцветов, полудрагоценных камней и минералов, купание в горячем минеральном источнике и многое другое.

Также компания разработала не менее интересный тур выходного дня. Программа тура включает музыкально-развлекательную программу, веселые конкурсы, шоу-программы, подвижные игры, рыбалку, конкурс на «Лучшего рыболова сибирских рек», приготовление ухи и шашлыков на открытом огне, копчение рыбы, барбекю, распитие чая из дровяного самовара, увлекательные экскурсии. Что еще может быть интересней и полезней, чем отдых на свежем воздухе?

Надеемся, что скоро компании округа станут еще изобретательней и туристы, приезжающие в Югру надолго сохранят в памяти приятные воспоминания и яркие впечатления о гостеприимной и удивительной Югорской земле.

Туризм Приамурья готовится к летнему сезону

В Благовещенске готовятся к проведению 27-й амурской выставки-ярмарки.

Об этом корреспонденту информационного агентства "Дейта.RU" сообщила исполняющая обязанности заместителя председателя Департамента международных, внешнеэкономических связей и торговли администрации Амурской области Наталья Соловьева.

В выставке примут участие 6 туристических компаний, которые организуют летний отдых для жителей и гостей Амурской области. Приоритеты отданы Китаю, Приморскому краю и Черноморскому побережью России. Кроме того, в рамках ярмарки будет работать выставочный стенд "Туризм в Приамурье".

Выставка-ярмарка пройдет с 27 по 30 мая в Благовещенске.

Прогресс налицо

По данным Центрального бюро статистики и Министерства туризма Израиля за первых три месяца 2004 года Израиль посетило 297600 человек со всего мира, что превышает показатель 2003 года на 82% и на 38% больше показателя первого квартала 2002 года.

В частности, за январь-март из России приехало 9546 туристов, что на 61% больше прошлогоднего показателя, из Украины - 4263 туриста (прирост 38%). Всего из стран СНГ Израиль посетило 17 290 человек, что на 42% больше показателя в 2003 году.

(goisrael.ru)

Программы лояльности и смарт-карты

Как мы уже сообщали, Российский союз туриндустрии ведет переговоры с рядом российских банков на предмет осуществления совместного проекта по внедрению на туристический рынок Программ лояльности. О том, что это такое, RATA-news начала рассказывать в номерах от 26 апреля и 14 мая 2004 г. Сегодня - продолжение темы.

Пионером в использовании пластиковых карточек в создании систем лояльности стала авиакомпания American Airlines, которая в начале 80-х гг. решила прекратить своё участие в основательно затянувшихся к тому времени ценовых войнах и запустила программу Advantage Frequent Flyer, что можно трактовать как «преимущества постоянных клиентов». Другие перевозчики подхватили эту идею, а за ними последовали представители других отраслей, большинство из которых оперировали на рынках розничного потребления товаров и услуг (например, телекоммуникационные компании). Именно эти отрасли могли видеть, как связаны их доходы с транзакциями персонально каждого клиента, и при желании, посредством программ поощрения, осуществлять дифференциацию клиентов.

American Airlines предложила своим постоянным клиентам копить «мили». Для каждого участника программы заводился персональный счет, где учитывалось расстояние, которое пассажир пролетел с авиакомпанией, а потом за накопленные мили клиент мог получить бесплатный билет. Успех был настолько велик, что сегодня практически любая авиакомпания предлагает своим клиентам подобный сервис. С этого момента программы лояльности начали свое победное шествие по всему миру. Авиакомпании, отели, магазины, автозаправочные комплексы – все стали вводить у себя программы поощрения постоянных клиентов.

Конечно, потребитель, вовлеченный в программу лояльности, должен иметь возможность накопить на подарок в обозримом отрезке времени. В случае, если потребитель не расценивает свои шансы на получение выгоды как реальные, он перестает «играть» в предложенную игру. Другим важным моментом участия потребителя в программе лояльности, должна быть простота начисления и списания призовых очков или бонусов. Меньше всего на свете потребитель любит читать и думать. Поэтому, если правила в программе не совсем ясны, скорее всего, клиент либо откажется от участия в ней сразу, либо будет пассивным участником. Важно чтобы процесс начисления призовых очков или бонусов был автоматический, без активного участия самого потребителя. Обеспечить это можно благодаря применению смарт-карт.

Смарт-карта - это пластиковая карточка размером с кредитную, содержащая встроенную микросхему, которая содержит некоторую информацию и способна контролировать, кто использует эту информацию и как. Впервые такого рода карта была предложена французским инженером Роланом Морено в середине 70-х годов. Но лишь в конце 80-х технологические достижения сделали ее достаточно удобной и недорогой для практического использования.

Разработчики значительно продвинулись вперед в специализации смарт-карт. В настоящее время они используются для звонков из телефонов-автоматов, совершения банковских операций, хранения личной информации о здоровье, в системах безопасности, телефонах GSM и спутниковых телефонах, декодерах кабельного и спутникового телевидения.

В отличие от карточки с магнитной полосой, смарт-карта может иметь или не иметь такую полосу. Данные, записанные на магнитной полосе, могут быть прочитаны посторонним лицом, а содержимое микросхемы смарт-карточки надежно защищено от постороннего доступа. Смарт-карточка способна самостоятельно разрешать или не разрешать доступ к своему содержимому, используя терминал или считыватель в качестве посредника для общения с человеком.

Даже при применении карт с магнитной полосой достаточно сложно реализовать принцип «здесь и сейчас», то есть отсутствует возможность немедленной реализации накопленных баллов или бонусов, поскольку для этого необходима связь с единой клиентской базой в режиме on-line. Только применение смарт-карт позволяет мгновенно начислять призовые очки или бонусы, а также только на смарт-карте можно разместить «электронный кошелек», в котором будет копиться информация о накопленных бонусах, положенной скидке и т.д. В результате отпадает необходимость постоянного обращения к клиентской базе для получения данных о клиенте, а это позволяет сделать программу более гибкой.

В последние два года многие компании, среди которых такие признанные лидеры, как Shell, ESSO, Total и Mobil, провели в разных странах достаточно успешные испытания «пилотных» проектов по внедрению систем учета постоянных клиентов на смарт-картах, которые позволили существенно расширить комплекс предлагаемых услуг. (Продолжение следует)

Туристические фирмы, которых заинтересовал этот проект, могут обращаться в Исполнительную дирекцию РСТ: rata@rata.ru (для Осауленко А.П.).

Новые телефоны ОК «Дагомыс»

В связи с переходом на новую АТС сочинский оздоровительный комплекс «Дагомыс» сообщает об изменении номеров телефонов отдела продаж.

Директор по продажам и маркетингу: (8622) 524-053.

Начальник отдела продаж: (8622) 524-127.

Менеджеры отдела продаж: (8622) 524-184, 521-100.

Руководитель группы конгрессного туризма: (8622) 521-095.

Факс отдела продаж: (8622) 522-100, 520-694.

Коммутатор: (8622) 520-060.

E-mail: sale@dagomys.ru, сайт http://www.dagomys.ru