Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Николай Стороженко: «В России нет государственной политики в курортной сфере»

10:49, 21 июня 2010

Санаторное лечение всегда было одним из эффективных и массовых звеньев отечественной медицины. Сейчас оно стало недоступным для многих россиян. О том, почему так происходит, рассказывает президент Национальной курортной ассоциации Николай Стороженко (фото).

- Николай Афанасьевич, что мешает нормальной работе российских санаториев?

- Сегодня в России вообще нет государственной политики в курортной сфере, нет вертикали управления отраслью. Минздравсоцразвития не выполняет возложенные на него обязанности по сохранению и развитию курортной индустрии. Министерство не может даже выполнить вмененные ему законодательством требования, например, ведение государственного реестра курортного фонда. У министерства нет данных о количестве санаторно-курортных учреждений, о количестве россиян, получивших лечение. Не говоря уже о социальном срезе, востребованности медицинских профилей лечения в здравницах. А если нет учета, как вообще можно говорить об отрасли?

- В 2010 году введен новый порядок организации летнего оздоровления детей и долечивания больных после стационара в санаториях. Раньше на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ выделялись средства обязательного социального страхования. С этого года полномочия по санаторно-курортному долечиванию работников и оздоровлению детей застрахованных граждан переданы в субъекты РФ. Как это повлияло на состояние отрасли?

- Многие субъекты федерации дотационные и не имеют достаточных средств для обеспечения переданных полномочий. Страдают от этого, прежде всего, наши граждане. Ведь до 2010 года через Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения работающие граждане обеспечивались санаторно-курортной реабилитацией непосредственно после стационарного лечения определенных заболеваний. За счет средств фонда в санаториях лечились женщины с патологией беременности, в оздоровительных лагерях отдыхали дети. Второй удар от передачи полномочий пришелся на санаторно-курортные организации, которые в свое время организовали и оснастили соответствующие специализированные реабилитационные отделения, подготовили квалифицированные медицинские кадры и оказались сегодня невостребованными. Например, в Анапе пустует свыше 5 тысяч комфортабельных мест в лечебном комплексе «Жемчужина», где дети круглогодично могут не только лечиться, но и учиться, не отставая от школьной программы. Где забота государства о здоровье детей и почему не используется для лечения детей курортный потенциал Анапы? Сегодня для большинства нуждающихся санаторное лечение оказалось недоступным.

В бюджете Фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей. Сокращаются программы санаторной помощи социально незащищенным лицам и гражданам, относящимся к льготным категориям. Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории из года в год уменьшаются. Кроме того, в бюджете фонда стоимость койко-дня в санатории - всего 772 рубля. Такая цена значительно ниже фактической, которая составляет около 1500 рублей.

- Почему путевки в российские санатории так дороги?

- Потому что велики издержки. Они обусловлены поддержанием необходимого уровня материально-технической базы, номерного фонда, медицинской базы, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала. В структуре расходов здравниц заметную долю составляют энергоносители, а цены на коммунальные услуги повышаются. Так, например, в 2009 году по сравнению с 2008 годом на курорте Сочи тариф на теплоснабжение увеличен почти в 2 раза, в Кавминводах – на 40%, в Анапе – на 30%. Растут цены на продукты питания, хозяйственные расходы, дорожают банковские кредиты. Кроме того, затраты на транспорт на курорт и обратно приближаются к стоимости санаторной путевки.

В России много сезонных здравниц, которые получают доходы 2-4 месяца в году, а издержки несут круглый год, имея рентабельность не выше 3-7%.

Расходы по налоговым отчислениям, в частности, по налогу на имущество и земельному налогу, занимают значительную долю в стоимости путевки. До 2006 года по этим налогам существовали льготы для санаторно-курортного комплекса страны. После их отмены увеличение налогового бремени легло на себестоимость и цену путевок.

- Развиваются ли сейчас в России новые территории, имеющие природные ресурсы для лечебных курортов?

- Проблема в том, что государство совершенно не занимается резервированием лечебных местностей под будущее курортное строительство. Не ведется разведка и подсчет запасов лечебных ресурсов. Все это может привести к тупиковой ситуации, когда земли, располагающие природными лечебными ресурсами, но не включенные в природоохранную деятельность, могут быть распроданы или застроены хозяйственными объектами, либо скуплены для последующей перепродажи под курортное строительство по баснословным ценам. В России давно идет «ползучая» приватизация курортных земель. Правительство должно было бы на время ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться в каких целях они используются и кем, проводится ли плановое восстановление природных лечебных ресурсов, тем более, резервируются ли земли под будущее курортное строительство или уже сегодня застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу.

- Какие государственные меры нужны для поддержки санаторно-курортной отрасли?

- Нужно считать санаторное лечение страховым случаем, увеличить бюджетное финансирование для приобретения путевок льготной категории граждан, ввести государственное регулирование на коммунальные услуги для здравниц, обслуживающих, прежде всего, льготные и социально незащищенные слои населения - школьников, пенсионеров, инвалидов, ветеранов. Необходимо снизить стоимость проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно путем введения государственного регулирования на тарифы авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок. Надо внести в Налоговый кодекс РФ изменения, стимулирующие предприятия включать затраты на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, ввести налоговые льготы по налогу на имущество, отменить налог на землю, используемую санаториями для лечебных целей в соответствии с нормативами. Учитывая сезонность в работе здравниц, было бы полезно сделать гибкими сроки уплаты налогов. Нужно при определении сумм на получение социальных налоговых вычетов, учитывать не только стоимость лечения в здравницах, но также питания и проживания, которое входит в единый комплекс санаторного лечения. Важно также составить реестр курортного фонда, определить клинические санатории и обеспечить их госзаказом и многое другое. (Ольга Чижкова, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно