Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Домбай – это Дубай?». Нет, круче!

В турфирмах отмечают растущий интерес к турам на Северный Кавказ. Компания «Туртранс-Вояж» второй год организует 15- и 11-дневные программы «Большое путешествие по Северному Кавказу», и они отлично расходятся: на выезды в июле, августе и сентябре значительная часть мест уже забронирована. Причем, речь идет не о микроавтобусе, а о большом туристическом.

Руководитель направления России компании «Туртранс-Вояж» Татьяна Гончар продажами довольна. По ее словам, Северный Кавказ в ассортименте оператора появился довольно неожиданно. «Мы решили заняться Россией. Но Золотое Кольцо туристы уже проехали вдоль и поперек. Крым – интересно, но дорого, и сервис пока оставляет желать лучшего. Подумали о Северном Кавказе, я сама отправилась туда в тестовый тур – и вернулась совершенно потрясенная. Сумасшедшая красота, настоящее гостеприимство, а главное – полное ощущение безопасности. С такими же впечатлениями у нас недавно вернулись из рекламного тура руководители 46 агентств. И вот уже второй год восхищаются туристы», – рассказала г-жа Гончар RATA-news.

Путешествие охватывает действительно весь регион: Пятигорск – Ессентуки – Черкесск – Усть-Джегута – Архыз – Тебердинский биосферный заповедник – Нальчик – Чегемские водопады – Черекская теснина – Голубое озеро – Владикавказ – Куртатинское ущелье – Даргавс – башенный город Эгикал – башенный город Эрзи – Магас – Назрань – Грозный – Сулакский каньон – Махачкала – Дербент. Туроператор ставил программы и более короткие, но они не пошли. Видимо, если уж туристы выбираются на Северный Кавказ, то хотят увидеть его по максимуму.

Едут, по словам Татьяны Гончар, в основном люди среднего возраста, многие со взрослыми детьми. «Я думала, что тур получится для пенсионеров, ностальгический, но таких туристов немного. Гораздо больше людей, родившихся в 80-х, которые плохо помнят войну в Чечне, вообще ситуацию на Кавказе в 90-х годах. У них нет того негатива, который, к сожалению, до сих пор отпугивает людей старшего возраста», – пояснила собеседница.

Куратор экскурсионных направлений по Кавказу компании «Сантрек тур» из Приэльбрусья Юлия Наумова согласна с коллегой. «Первое, с чем мы сталкивались в агентствах, предлагая сотрудничество, – страх. Люди боялись работать с Северным Кавказом. А сейчас принимаем сборные группы по 10-12 человек, что само по себе достижение, раньше больше 5-6 не набиралось, а корпоративные – по 40. Но до сих пор каждого нового агента-партнера мы воспринимаем как свою маленькую победу. И продолжаем удивляться, когда люди звонят в компанию и сами (!) спрашивают тур в Ингушетию или Чечню», – поделилась с RATA-news г-жа Наумова.

«Сантрек Тур» – принимающий туроператор по Северному Кавказу. Основные направления – Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Дагестан. Тур «Притяжение Кавказа», который компания запустила три года назад, это семидневная программа с прилетом в Беслан и обратным вылетом из Грозного. Маршрут объединяет все изюминки республик: в Северной Осетии туристы смотрят Цейское ущелье, откуда поднимаются к кромке Сказского ледника по канатной дороге, отправляются в Куртатинское ущелье и видят знаменитый Даргавс – самый большой некрополь на территории Северного Кавказа. По словам г-жи Наумовой, туристы возвращаются в восторге: чего стоит Джейрахское ущелье в Ингушетии, «стране башен и легенд» – настоящем музее под открытым небом. Здесь расположены замковые комплексы Эрзи и Эгикал, башенный комплекс Вовнушки.

Такие туры востребованы у людей 30-60 лет из самых разных регионов страны. Много тех, кто уже поездил по миру и по России. Особая статья – фотографы, которые буквально гоняются за самыми неожиданными видами, а они здесь – на каждом шагу! Правда, совсем молодых мало: им, по словам Юлии Наумовой, такой тур дороговат, стоимость поездки – от 38 тыс. рублей. Есть иностранные туристы, но из-за погранзон их передвижение в регионе ограничено. Заметно выросло число корпоративных групп, они заказывают программы покороче.

Спросом пользуются не только экскурсионно-познавательные туры на Северный Кавказ, но и активные. По словам генерального директора ставропольского клуба туристов «Стрижамент» Николая Трюхана, интерес к горам в последнее время явно вырос. «Мы уже 20 лет предлагаем спортивные походы, экспедиции в горы на несколько дней. Могу сказать, что недавнее восхождение на Эльбрус собрало заметно больше людей, чем обычно. Из близлежащих областей в компанию обращаются реже – таким туристам до местных гор проще добраться самим, а едут в основном жители российских городов-миллионников. Студенты, преподаватели, офисные работники, которые хотят вырваться на природу, испытать себя. Правда, с ростом потока появились и новые проблемы – в горы, по словам г-на Трюхана, все чаще уходят люди без специальной подготовки или без профессиональных инструкторов.

Поток в республики Северного Кавказа никак нельзя назвать массовым. Да регион пока и не в силах, скорее всего, справиться с массовым туризмом. Есть проблемы с инфраструктурой, точками питания, сервисом. Гидов, по словам Юлии Наумовой, приходилось искать и фактически обучать самим. Нет, в частности, гидов-универсалов, которые бы знали не только свою республику, а и весь регион. Но все это с лихвой компенсируется впечатлениями, которые люди получают в таких поездках, а недостатки сервиса – доброжелательностью местного населения и неподдельным гостеприимством.

Заинтересованность в развитии туризма в регионе есть. По словам Юлии Наумовой, большая роль в продвижении Северного Кавказа принадлежит порталу Etokavkaz.ru, который рассказывает о его исторических памятниках, природе и современной жизни.

Заместитель директора компании «Магтур», глава Центра содействия развитию туризма и спорта Карачаево-Черкесии Умар Айдинов уверен, что республикам Северного Кавказа еще многое предстоит сделать для своего продвижения на российском рынке. Хотя сдвиг, по его словам, уже есть: помогает участие в туристических выставках в Москве, на которых можно пообщаться с агентствами и туристами. Люди очень тепло принимают фольклор, кухню народов Северного Кавказа. «Активно ездим с воркшопами по России, побывали во многих городах от Тюмени до Астрахани. И сейчас встречаем гораздо больше понимания. Бывало, когда мы приезжали в отдаленные города, нас спрашивали: «А Домбай – это что, Дубай?». И людей даже трудно упрекать. Северный Кавказ на 20 лет как будто исчез с туристической карты страны. Заграница открылась российским туристам раньше, чем многие регионы России, в том числе и Северный Кавказ. Сейчас это надо наверстывать», – рассказал Умар Айдинов RATA-news.

В мае туроператор «Магтур» провел для турагентств рекламный тур «Сокровища Северного Кавказа». Его участники увидели легендарные природные и культурно-исторические памятники всех северокавказских республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также Кавминвод. «Мы показали им гостиничную базу, всю инфраструктуру Северо-Кавказского федерального округа. У нас, конечно, пока мало качественных крупных средств размещения. Но в республиках хотят развивать туризм и очень рады гостям. Профессионалы турбизнеса это оценили. Так что общее впечатление от поездки у всех положительное. И эти турфирмы уже дают нам туристов», – подчеркнул Умар Айдинов.

 

Светлана Ставцева, RATA-news