Travelport с 25 октября

Государство поддержит «Трансаэро»

Сбербанк вчера сообщил о продлении для авиакомпании «Трансаэро» ковенантных каникул до 1 октября. Вместе с другими кредиторами он работает сейчас над реструктуризацией долгового и лизингового портфеля авиакомпании. В свою очередь, вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что если банки и другие кредиторы подтвердят наличие позитивного управляемого сценария выхода авиакомпании из непростой ситуации, то правительство такой вариант поддержит. Пока, по его словам, поводов говорить о негативном исходе для «Трансаэро» нет.

Однако до сообщения Сбербанка в прессе появилось немало материалов, которые порождали самые серьезные опасения за судьбу перевозчика. RATA-news уже писала о долгах авиакомпании и ее проблемах с кредиторами. В августе некоторые партнеры «Трансаэро» начали активно предъявлять претензии по долгам перевозчика. Например, аэропорты «Домодедово» и в Анапе пригрозили остановить обслуживание самолетов. Финансовая корпорация «Открытие» подала к «Трансаэро» иск, в котором потребовал взыскания просроченной задолженности в размере 1,29 млрд. рублей. Онлайн тревел-агентство Anywayanyday распространило открытое письмо своего руководителя Евгения Шухлина, в котором говорится, что «Трансаэро» предлагает у себя на сайте билеты значительно дешевле, чем заявлено в глобальной системе бронирования (GDS), и таким образом дискредитирует своих партнеров-агентов.

В этой напряженной ситуации компания «Библио Глобус» выступила в защиту своего многолетнего авиапартнера. В распространенном 20 августа обращении управляющий директор Александр Туголуков отметил, что своим лидирующим положением на многих направлениях оператор обязан прежде всего сотрудничеству с «Трансаэро». И хотя в последнее время к туроператору обращались некоторые авиакомпании с предложением о переориентации объемов перевозки на их рейсы, «Библио Глобус» продолжит стратегическое партнерство с «Трансаэро».

Интересно, что не только глава «Библио Глобуса» увидел в происходящей вокруг долгов «Трансаэро» шумихе признаки организованной кампании. Как сказал RATA-news на условиях анонимности один из экспертов рынка, проблема не только в задолженности авиакомпании, но еще и в том, что она стала «слишком большой». «Некоторые статьи отдают откровенным заказом. Вообще «Трансаэро» «хоронят» уже почти регулярно. Но реальных оснований для столь грозных обвинений нет. Финансовая ситуация у авиакомпании не лучшая, но и не самая худшая на рынке. Долги есть у всех, в том числе у «Аэрофлота», даже с серьезной господдержкой. Проблемы были у «ЮТэйр», но все удалось уладить», – пояснил он. Эксперт уверен, что с «Трансаэро» все обойдется – по аналогии с «ЮТэйр». Например, с помощью международного консалтингового агентства будет разработана новая программа снижения издержек и повышения доходов: «Этим сейчас занимаются и перевозчики, и туроператоры с собственными авиакомпаниями. Например, Nordwind и Ikar – перевозчики «Пегас Туристик» – уменьшили парк на 14 самолетов. Это абсолютно правильный подход в нынешней ситуации. «Трансаэро» также придется избавиться от части парка, пересмотреть маршрутную сеть с учетом падающего спроса, прежде всего, на дальние направления», – заметил собеседник.

Другой наш эксперт полагает, что «Трансаэро» сама загнала себя в нынешний тупик, ошибочно сделав ставку на дальнемагистральные самолеты и проводя «удушающую» политику по отношению к туроператорам, чтобы их заполнить. На этом, по его мнению, «подорвались» такие компании как «Капитал-Тур», «Ланта-тур вояж», «Южный Крест». Чтобы развивать новую модель бизнеса, перевозчику придется досрочно вернуть часть дальнемагистральных судов, а это чревато большими штрафами и новыми убытками. «”Библио Глобусу” тоже трудно вырваться из крепких объятий авиакомпании: их бизнесы настолько сплелись и проросли друг в друга, что разрыв грозит серьезными финансовыми потерями. Они вынуждены проходить этот кризис вместе, образовавшийся узел просто так не разрубить», – уверен эксперт.

Но на рынке есть и другое мнение: «Библио Глобусу» ничего не грозит. Объемы туроператора таковы, что его с удовольствием возьмет под крыло любая другая авиакомпания. Тем более что, в отличие от трех вышеназванных операторов, «Библио Глобус» не копит долги перед перевозчиком, а платит за рейсы вперед.

И все-таки, насколько оправдано для туроператора вот так, как «Библио-Глобус», складывать все яйца в одну, в данном случае, «трансаэровскую» корзину? Конечно, с одной стороны, это не слишком разумно, уверены эксперты. С другой, говорят они же, преимущества работы с крупным перевозчиком на эксклюзивных условиях неоспоримы, и эта игра однозначно стоит свеч. Да и о какой разумности можно говорить, когда рынок постоянно штормит и плановые подходы здесь давно не работают? К тому же выбор у туроператора невелик: если он хочет получить конкурентоспособные цены, вынужден идти на условия перевозчика. Между тем игроков на нашем авиарынке немного, а надежных и качественных – вообще единицы. Можно, правда, завести собственного перевозчика, но и это палка о двух концах: если сейчас проблемы «Трансаэро» лежат на ее руководстве, то в случае с собственной авиакомпанией они ложатся уже на владельцев туроператора.

История с «Трансаэро» еще не закончена и предсказать точный исход дела пока трудно. Скорее всего, борьба между рыночным и государственным подходом в решении проблем отечественной пассажирской авиации продолжится. И хотя «Аэрофлот» и S7 уже выразили готовность вывезти пассажиров «Трансаэро» в случае ее банкротства, хочется надеяться, что правительству очередной социальный конфликт крайне невыгоден и его не допустят. Тем более что в 2015 году на вывоз пассажиров обанкротившихся авиакомпаний государство выделило только 10 млн. рублей, что в 500 (!) раз меньше, чем в 2009 году, и в 10 раз меньше, чем в 2014.

 

Светлана Ставцева, RATA-news