Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В лапах Йошкина кота

09:19, 21 сентября 2012

Уже довольно давно, в середине 1920-х, Владимир Маяковский написал: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». Живи он в наши дни, наверняка нечто подобное, написал бы о городе, звавшегося в те годы Краснококшайском, а потом переименованного в Йошкар-Олу. В переводе – Красный город. Понятно, какой смысл имел этот цвет в первой половине прошлого века. А сегодня говорят, что «красный» – значит «красивый», и не без основания. Впрочем, обо всем по порядку.

До 1918 года город, основанный в конце XVI века как государева крепость на реке Кокшаге, звался Царевококшайском. Несмотря на «августейшую» часть имени, был он в те времена символом самого беспросветного захолустья. В советские годы, в лихие тридцатые и шестидесятые, были уничтожены практически все здания, которые могли бы придать его облику хоть немного особости, неповторимости.

Но времена, к счастью, имеют обыкновение меняться, и те, кто приезжает сегодня на берега Кокшаги, кто немало повидал, вполне искренне говорят, что ничего похожего, по крайней мере, в нашей стране, им видеть не доводилось.

Так отправимся же и мы по улицам и площадям столицы Республики Марий Эл. Известно, что при знакомстве с незнакомым городом надобен провожатый. Чичероне. Как говорили древние, genius loci – гений места. И мы легко найдем его – по скоплению туристов.

Минувшей зимой к рыцарям мудрости из авторитетного клуба «Что? Где? Когда?» обратилась жительница Йошкар-Олы и спросила: в каком городе находится памятник Йошкину коту, одному из трех (еще – бляха-муха и едрена вошь) эндемичных «животных», которые обитают только в России? Знатоки позорно спасовали, так и не поняв, что в самом вопросе уже содержится подсказка.

Памятник Йошкину (допустимый в других весях вариант написания – Ешкину) коту (фото) находится в Йошкар-Оле, рядом с главной городской площадью, о которой речь впереди.

И вряд ли он имеет какое-то отношение к постоянно поминавшему его симпатичному герою фильма «Любовь и голуби». Какая разница? Вот он – лоснящийся, обольстительный, хитрый, нахальный. Нахальный потому, что явно распивает что-то неположенное в общественном месте и закусывает селедкой, разложенной на газете «Голая Правда» (и так узнаваем для помнящих советские времена кегель, которым набрано второе слово!) (фото).

Кот уселся на лавочке 23 июня прошлого года, и нет с тех пор в городе достопамятности популярнее и симпатичнее, хотя памятников, которые где-то зовут веселыми, где-то нетрадиционными, где-то контактными, в Йошкар-Оле предостаточно – Древо Жизни, Скамья Верности, Молоток, Каменщик, наконец, удивительно веселый и общительный Синий Слон (фото).

Кот сидит буквально в нескольких шагах от главной площади города, которая носит имя не Ленина, не Революции, не Красной армии, а князя Ивана Андреевича Оболенского-Ноготкова, первого царевококшайского воеводы (фото), назначенного сюда еще царем Федором Иоанновичем.

Рядом – чуть уменьшенная копия московской Царь-Пушки (фото).

Какое-то время назад нынешний глава республики Марий Эл Леонид Маркелов весьма афористично сказал, что ему хотелось бы видеть в ней немецкий порядок, английскую стабильность и итальянскую красоту. Насчет порядка и стабильности судить не возьмемся. А вот насчет красоты...

Даже никогда не бывавший в Венеции человек скажет, что северная часть (фото) главной площади Йошкар-Олы поразительно напоминает Piazza San Marco.

Не буквально, но по стилистике, по духу. Венецианская Пьяцца знаменита своими курантами. «А чем мы хуже?», – подумали на Кокшаге. Каждый час из украшенной иконами башенки под церковные песнопения выезжает ослик, несущий на спине икону Божьей Матери Троеручицы (фото).

Ослик, по легенде, шел долгие дни и годы, пока не остановился у ворот афонского Хиландарского монастыря. И сегодня любой может подсчитать, за сколько лет марийский ослик добредет до Афона, если за день он проходит ровно 75 метров. В здании, где часы, – Национальная художественная галерея Республики Марий Эл. С другой стороны площади – лучшая гостиница Йошкар-Олы, носящая имя миланского герцога Людовико Моро, чья бронзовая статуя украшает один из балконов возведенного опять-таки в итальянском стиле дома.

От главной площади спустимся вниз, к реке. Здесь, на улице Карла Маркса, превращающейся в исторической части города в Вознесенскую, увидим копию московской Спасской башни – с курантами (фото). В Йошкар-Оле она зовется Благовещенской, в честь возводимого рядом собора, вместе с которым она образует площадь Девы Марии с памятниками Матери Божьей и Архангелу Гавриилу.

Напротив, через пешеходный мост, – выдержанная в том же масштабе копия Боровицкой башни московского кремля, символично зовущаяся башней Дружбы Народов.

Выше по течению от «Спасской» башни – ансамбль возрожденного, практически полностью уничтоженного в 30-е главного монастыря Йошкар-Олы (фото). От него сохранился только нижний ярус перестроенной пятиглавой Троицкой церкви.

И рядом главный храм Йошкар-Олы – Вознесенский собор (фото). Построен в XVIII веке, закрыт, снова открыт и взорван до основания в ХХ-м, в самый разгар пресловутой «оттепели».

Напротив когда-то располагался гостиный двор. Все его строения во времена «диктатуры пролетариата» были уничтожены, а площади дали имя Революции. Хватит нам революций, решили домовитые и мирные марийцы, и воссоздали царевококшайский кремль (фото).

Ну и что, что никто сегодня не ведает, как он выглядел в реальности. Стилистика тогдашних крепостей историкам и архитекторам хорошо известна. Отчего бы не попробовать? Пока площадь внутри кремля, стены которого легко обойти по специальной галерее, используется, скажем так, в щадящем режиме, поскольку на планировавшееся здание исторического музея денег не хватило. Ярмарки меда проводят. В прошлом году с огромным успехом в «новодревних» стенах была поставлена опера «Царская невеста». Летом кремлевская площадка работает как кинотеатр, где на вольном воздухе показывают классику мирового кинематографа. Вход, между прочим, бесплатный. Опыт показывает, что туристический «жирок» такие объекты нагуливают довольно быстро. Тем более, если дерево по соседству облюбовали Кот Ученый (не путать с Йошкиным!) в солидных очках и Русалка. А через дорогу и музей города в уютном купеческом особняке, и дом, более уместный не в центре 250-тысячного города, а где-нибудь на сельской улице, и едва ли единственный сохранившийся храм старого Царевококшайска – Воскресенский (фото).

Перекинутый через Кокшагу мостик выводит к старинному «замку». Впрочем, любой житель республики скажет, что это – современное отражение, «перепев» мотивов грандиозного замка Шереметевых в Юрино, на берегу Волги, в 200 верстах от Йошкар-Олы. Объяснения излишни – сравните сами (фото, верхний снимок – шереметевский замок).

В одном крыле «замка» – телекомпания, в другом – ресторан «Двенадцать апостолов» (!). Но каждые три часа туристы собираются не ради них. На верхнем ярусе расположены «большие» (на площади Оболенского-Ноготкова – малые) движущиеся музыкальные часы. Куда там пражской Староместской площади... За восемь минут зритель увидит Вход Господень в Иерусалим: впереди Спаситель на ослике, за ним дружным строем двенадцать апостолов. Замыкающий шествие Иуда прямо на глазах отстает, на ходу пересчитывая те самые окаянные серебряники (фото).

Перед «замком» – Патриаршая площадь, памятник патриарху Алексию II, возродившему Марийскую епархию. Патриарх, явно в Благовещение, отпускает птицу в небеса (фото), и нет ему никакого дела до весьма сомнительного названия ресторана.

Там же достраивается здание театра кукол, выдержанного во вкусе баварского замка Нойшвайнштайн, особенно красивого при взгляде через струи фонтана-памятника Петру и Февронии. Им в спину глядит скачущая на лихом коне молодая императрица Елизавета Петровна (фото).

Покажите фотографию (фото) бывалым путешественникам и спросите – какая страна, какой город? И все признаются, что не узнают ни того, ни другого, но только ясно, что Европа... И название соответствующее – набережная Брюгге.

По стилю и духу, действительно, похоже. В зданиях – школа для одаренных детей, непременные офисы, соименная набережной гостиница. В последнем квартале обоснуются республиканская детско-юношеская библиотека и шахматный клуб.

Рядом еще один памятник. Красавица в роскошном платье и добрый молодец в пышном мундире. Князь Монако Ренье III и Грейс Келли (фото). Идеал европейской семьи. Своего рода ответ идеалу семьи русской – Петру и Февронии...

Теперь через пешеходный мост можно вернуться к «Спасской» башне, а по дороге хотя бы частично осмыслить увиденное. Даже страшно представить силу и градус гнева ревнителей чистоты архитектурных стилей, стерильного вкуса и прочего. Кому-то сформировавшееся за последние 5-6 лет лицо Йошкар-Олы напомнит старого барина из бессмертного фильма «Формула любви», который, желая ощущать себя в древнем Риме, научил крепостных изъясняться по-латыни. Не без этого.

И, в общем-то, не очень важно, знают ли в Брюгге и в Монако об описанных выше «объектах показа». Такая эклектика стократ симпатичнее и привлекательнее для туриста, особенно отечественного, нежели обшарпанная, облупленная, трескающаяся, рушащаяся на глазах и от Белого до Черного моря тошнотворно одинаковая совковая типовая застройка. Кажется, нет вопроса, на какую архитектуру приятнее (и полезнее!) смотреть и туристу, и простому обывателю, и представителю поколения next. Тем более что в определенном смысле Йошкар-Ола сродни Москве. Обе столицы доказали способность непринужденно и даже весело «переваривать» строения любых вкусов и стилей, а значит – каждый гость найдет здесь что-то лично для себя.

И на прощанье – потрите уже изрядно отполированный носик Йошкина кота и бросьте прощальный взгляд на центр Йошкар-Олы с еще одного пешего мостика (фото).

 

 

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news

Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно