Тревелпорт

«Это был лучший сезон для Калининградской области»

Сезон в Калининградской области начался в мае и пока завершен не во всех муниципалитетах. Подводить окончательные итоги туроператоры и власти будут в октябре, но уже сегодня они говорят, что прошедшее лето побило рекорды по количеству туристов. Сезон-2021 стал рекордным для Калининградской области. Загрузка отелей достигала 95-100%, турпоток оценивается в 2 млн приезжих, причем гости ехали не только на побережье, но и в восточные муниципалитеты области.

По словам председателя Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) и директора турфирмы «Юнона» Светланы Слепенок, в конце сезона на рынке наблюдается довольно неоднозначная картина: «В целом есть рост услуг, но определенных, и у разных компаний по-разному».

Рост, например, у тех, кто раньше занимался авиатурами, выездным автобусным туризмом, а теперь перешел на внутренний. Естественно, произошел рост – за счет низкой базы. У туроператоров-монополистов по экскурсиям, напротив, спад, потому что в эту сферу пришли многие компании, выросла конкуренция, одновременно усилился сектор индивидуального туризма.

«Есть также спад у небольших компаний, так как они не могут обеспечить круглогодичную загрузкой гидов-экскурсоводов, заключают договоры на сезон, а в этом году "сезонные" гиды очень сильно подняли цены на свои услуги. По сборным турам рост – помог кэшбэк. Детский туризм из-за ограничений сильно упал, делового почти нет», – рассказала Светлана Слепенок «РБК Калининград».

Чаще всего путешественники приезжали дней на пять и, в основном, на море, выбирая Янтарный, Куршскую косу, Балтийск. «В Калининград приехало много тех, у кого отменились поездки в Турцию в апреле. Эти люди ехали сюда впервые и, как правило, на море», – говорит руководитель туроператора «Цвет» Илья Пилецкий. А восток выбирают те, кто приезжает повторно.

Его слова подтверждает Светлана Слепенок: «Если берут отдых на четыре-пять дней, то чаще всего едут на побережье. Если более длительный срок или приехали не первый раз, то едут на восток, но чаще всего без ночевки».

Но рекордный поток туристов не принес турфирмам таких же доходов – сказались коронавирусные ограничения. По распоряжению региональных властей, в экскурсионные автобусы пускали людей только с отрицательными ПЦР-тестами или сертификатами о вакцинации. Из-за этого многим приходилось отказываться от экскурсий. После жалоб турфирм Роспотребнадзор разрешил-таки проводить автобусные туры без документов – при заполняемости в 50% с вакцинированными водителем и гидом. Компании и сейчас продолжают работать на этих условиях.

Но ограничения были неожиданными и сначала вызвали очень большое негодование у туристов: почему в гостиницы селят всех без сертификатов и тестов, а на экскурсии они нужны. Спад был сильный – до 70-80%, но краткосрочный, потому что стали приезжать туристы с тестами и сертификатами. «Но все же из-за невысокой наполняемости автобусов и рентабельность низкая», – отмечает г-жа Слепенок.

«Была проблема что мы не могли брать туристов без вакцины и ПЦР-тестов. Когда 1 июля это ввели, у нас резко продажи упали. Многие брали частных гидов или самостоятельно ходили. Вроде ты видишь: вот они люди, а денег нет», – согласен Илья Пилецкий.

Из-за наплыва людей и проверки возросшего количества документов на менеджеров туркомпаний легла большая нагрузка, в том числе психологическая. В этом смысле сезон оказался тяжелым. Напряженный сезон выявил проблемы с инфраструктурой и кадрами.

«Для Калининградской области это был лучший сезон за всю ее историю. Но летом все хотят к морю, а оно не резиновое. И, к сожалению, есть катастрофическая нехватка мест проживания и не всегда надлежащий уровень сервиса, – пояснил глава туроператора «Балтма Турс» Михаил Друтман. – Есть недостаток кадров в отелях, ресторанах, и это снижает качество услуг».

Туроператоры полагают, тем не менее, что за прошедший сезон Калининградская область подтвердила свой хороший имидж. Они ожидают возврата туристов, надеясь на «сарафанное радио». С открытием Турции и Египта спрос может упасть, но незначительно – процентов на 10, полагают они.

«Мы сейчас все обновляем и быстро подстраиваемся под новые запросы туристов. Должно быть больше индивидуальных и пешеходных экскурсий, новых продуктов, например, театрализованных экскурсий, экскурсий-променадов или в формате иммерсивных спектаклей», – поясняет Светлана Слепенок. Больше внимания предстоит уделить развитию восточных муниципалитетов. Сейчас в Железнодорожном, крохотном поселке на границе с Польшей, бывшем немецком городе Гердауэн, который оказался этим летом высоко востребован, много людей включается в развитие сектора кафе-ресторанов-отелей. Здесь калининградский туризм года через два-три может ждать настоящий прорыв.