Travelport с 25 октября

Гостиничный ренессанс в регионах

По итогам восьми месяцев 2021 года отмечен существенный рост средневзвешенного дохода на доступный номер (RevPAR) в большинстве крупных российских регионов по сравнению с показателями 2019-го. При этом в Москве и Санкт-Петербурге показатели по-прежнему сильно отстают от допандемийных. Таковы результаты анализа данных STR по брендированным гостиницам 3-5* и собственных исследований JLL.

Согласно исследованию JLL, лидером среди проанализированных регионов по динамике RevPAR в январе-августе 2021 года стал Сочи (прибрежный и горный кластеры), где показатель увеличился практически вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На втором месте Калининград (+79%), замыкает тройку Краснодар (+35%). Значительный рост также наблюдался в Нижнем Новгороде, где доходность на доступный номер прибавила 31% к доковидному 2019 году.

«Если популярность Сочи удивления не вызывает, то результаты Калининграда и Нижнего Новгорода во многом связаны с активным продвижением этих двух направлений, – комментирует руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. – Подготовка к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода сопровождалась существенным обновлением и преображением города. В результате отмечается значительный рост интереса к региону: в мае-августе средняя загрузка брендированных гостиниц была 68-70%, а прошедший летний сезон стал наиболее успешным за последние пять лет».

Для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге, которые сильно зависят от зарубежного спроса, показатель RevPAR сократился в январе-августе на 31% и 13% соответственно. Среди изученных региональных рынков падение было зафиксировано только в Екатеринбурге (-10%), где высоко влияние крупных международных и федеральных мероприятий.

Динамика RevPAR на рынке брендированных гостиниц,
январь-август 2021 года к аналогичному периоду 2019 года


«Пандемия и связанные с ней ограничения существенно ослабили гостиничные рынки, ориентирующиеся, в первую очередь, на деловой спрос, иностранных гостей и MICE-сегмент. А региональные центры выиграли от невозможности россиян выехать за рубеж, – отмечает Яна Уханова. – В результате, например, в Калининграде загрузка в январе-августе этого года достигла 74% против 58% в аналогичном периоде 2019 года, а средний тариф увеличился на 40%, до 6,3 тыс. руб. Самый значительный рост цен на фоне ажиотажного спроса наблюдался в Сочи – 91%, до 11,8 тыс. руб.».

Разнонаправленная динамика операционных показателей гостиниц в разных регионах является отражением последовательного восстановления различных сегментов спроса. Первым возрождается индивидуальный досуговый туризм, далее следует индивидуальный деловой спрос, самостоятельные автомобильные путешествия. По мере восстановления авиасообщения и снятия запрета на командировки будет возвращаться корпоративный спрос, а в последнюю очередь – групповой туризм.

По оценке JLL, в России на разных этапах реализации находятся около 130 гостиничных проектов совокупно на 34 тыс. номеров. Чтобы привлечь гостя даже при открытых границах важно развитие туристического бренда региона, формирование событийной программы, а для иностранных гостей – введение единой электронной визы. Все это будет как способствовать развитию самих регионов, так и поддерживать гостиничный и туристический бизнес.