Интурмаркет с 1 октября

Главное, мы понимаем: проблема поднята, значит, Комитет по туризму будет ее решать

Прошедшее на днях заседание Координационного совета по туризму принесло сразу несколько новостей. Во-первых, Департамент культуры города планирует установить единые для россиян и иностранных туристов цены на билеты в музеи. Таким образом, отменяется давно устаревшая и, по словам руководителя департамента Сергея Капкова, явно дискриминационная мера, из-за которой билеты для иностранцев всегда были дороже, чем для россиян.

Глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько назвал это решение «настоящей сенсацией». Турбизнес также был приятно удивлен. Как сказала RATA-news гендиректор компании «Тари тур» Марина Левченко, никто уже и не надеялся, что это когда-нибудь случится: «Мне кажется, это не только исторический, но и обнадеживающий шаг, ведь начали сдвигаться с мертвой точки десятилетиями не решаемые проблемы».

Во-вторых, Москва, наконец-то, получит свой турпродукт, который можно будет предлагать на внутреннем рынке. По словам Сергея Шпилько, к разработке стандартного, доступного по цене пакета привлечены компании-ветераны, которые много лет занимаются организацией туров в Москву, а также те фирмы, которые раньше не работали на этом направлении. Опробованы туры будут в новогодние каникулы. Это идеальное время для посещения Москвы, когда проходит много интересных событий, а движение в городе гораздо спокойнее обычного. Так удачно совпало, что на новогоднюю неделю – со 2 по 9 января – вход в музеи Москвы столичный Департамент культуры решил сделать бесплатным. В программу будут включены все 60 городских музеев (с федеральными музеями вопрос еще прорабатывается). Как предполагается, благодаря этой мере, число посетителей московских музеев вырастет на 400 тыс. человек.

Хорошей новостью для всех собравшихся стало также то, что развитие туризма в Москве – забота не только Комитета по туризму, но и всех его департаментов, деятельность которых может быть соотнесена с туризмом. Департамент культуры Москвы, в частности, предложил установить для туроператоров квоту на театральные билеты. Более того, как сказал Сергей Капков, департамент готов предложить все свои площадки для рекламы Москвы как туристического центра.

Деятельность Комитета по туризму Москвы поддержал Минспорттуризма. По словам заместителя министра Надежды Назиной, в Москве идет планомерная, конструктивная работа. «Ушла в прошлое борьба за туристические выставки, за влияние в городе. Люди занимаются конкретным делом, и не заметить этого нельзя», – сказала она. Как считает г-жа Назина, опыт Москвы может быть хорошим примером для развития туризма в регионах. «Многие регионы оказались не готовы к участию в Федеральной целевой программе развития туризма. Нет ни осознания целей развития, ни мониторинга данных, ни анализа ситуации», – сказала Надежда Назина.

Ростуризм также открыт для сотрудничества с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. По словам заместителя главы этого ведомства Дмитрия Михеева, соглашение о сотрудничестве сторон будет подписано в самое ближайшее время. Ростуризм также ждет от градостроительного комплекса Москвы заявку об участии в ФЦП. «Кроме того, уже решено, что на следующей выставке WTM Москва и Россия выступят объединенным стендом», – сказал г-н Михеев.

Таким образом, слова, сказанные на прошлом заседании Координационного совета Александром Горбенко, заместителем мэра Москвы, курирующим в городском правительстве туризм, не разошлись с делом. Он подчеркнул тогда, что позиция правительства Москвы – не занимать «наблюдательный пост», а выйти на партнерские отношения с туристической отраслью.

Мы попросили некоторых представителей бизнеса, входящих в Координационный совет, прокомментировать деятельность Комитета по туризму и происходящие в городе изменения.

 

Глеб Барон, исполнительный директор компании «Фест»: «Очень важно, что у туристического «руля» сейчас стоит профессионал, который знает, в каком направлении двигаться. Раньше турбизнес и власть шли параллельно, не пересекаясь, а сейчас мы идем одной дорогой. Думаю, раскрутить Москву и сделать ее по-настоящему интересным для туристов городом – реально. У нас достаточно и музеев, и достопримечательностей, и развлечений. Просто надо понимать, что туризм – это бизнес. И чтобы люди поехали, надо много работать, делать простые и рациональные вещи для их удобства – снижать цены, строить гостиницы, обустраивать стоянки для автобусов, открывать информационные центры. Все это непросто, но, повторю, реально. Мы, со своей стороны, готовы помогать».

 

Александр Бобылев, генеральный директор ООО «Балчуг»: «На мой взгляд, нынешнее заседание Координационного совета, в отличие февральского, прошло менее удачно. Не было выступлений рядовых членов совета, не было дискуссий. Похоже, формат встречи к этому не располагал. И, как мне кажется, оказалась слегка размыта тема. Думаю, совет, тем более в полном составе, нужно собирать по вполне конкретным поводам. Это не должны быть рутинные обязательные посиделки.

Но гораздо важнее другое – Комитетом по туризму взят правильный курс. Полностью эффект от его работы отрасль почувствует через несколько лет, сейчас идет подготовка почвы, но это хорошая, глубокая подготовка. Многое делается впервые. Например, впервые принципиально обсуждаются предложения бизнеса по стенду на выставке WTM, впервые они принимаются и воплощаются. Новизна и в том, что комитет тесно взаимодействует с директорами турфирм и отелей, в том числе, иностранных гостиничных цепочек. Мы видим, что наше мнение находит отражение, по крайней мере, в выпускаемых документах. Вот на нынешнем заседании говорили о туристической статистике – данные всех доступных источников, как сообщили представители Ernst&Young и Jones Lang LaSalle, расходятся. В Москве то ли 150 отелей, то ли 300. Еще меньше ясности с прибытиями туристов. Но, главное, мы понимаем: проблема, наконец-то, поднята, значит, комитет будет ее решать. Это и есть правильный тренд развития».

 

Марина Левченко, генеральный директор компании «Тари тур»: «Потоки в Москву уже растут. У нас, например, стало больше туристов почти на 20%, в том числе, за счет японцев, которые едут, несмотря на их собственный кризис. Думаю, если Москва сейчас приложит дополнительные рекламные усилия, дело пойдет еще лучше. Отдельное спасибо комитету за великолепный стенд на лондонской выставке. Все, от современного слогана до качественных сувениров, работало на имидж Москвы. Было очень приятно. Получается, что, несмотря на медлительность властных структур, бесконечные согласования, задачи решать можно. Кажется, совсем недавно говорили про стоянки для автобусов – и вот они есть. Раньше мы по-хорошему завидовали Санкт-Петербургу, а теперь чувствуем, что и в Москве жизнь забурлила.

Я много лет занимаюсь въездным туризмом и абсолютно уверена, что мы недооцениваем свой город. Знаю по опыту, что очень многие мечтают побывать в нашей столице, увидеть Красную площадь, Кремль. Ночные экскурсии, которые мы стали проводить, пользуются колоссальным интересом. Москва – беспроигрышный турпродукт, но при соответствующем продвижении».

 

Константин Радушкевич, генеральный директор компании «Райзебюро Вельт»: «Настоящие перемены в Москве мы увидим, думаю, следующим летом, в новый сезон. Работа проделана действительно огромная. Все говорят о большом успехе стенда Москвы на лондонской выставке. Еще интереснее перспектива объединенного стенда Москвы и России, такого у нас не было лет 20, с начала 90-х. Так что поднять поток туристов в Россию очень возможно. Есть только одна беда – статистика. Если въездной поток еще как-то можно оценить с помощью данных Пограничной службы, то про внутренних туристов ничего достоверного пока сказать нельзя. Неясно, как их отделить от туристов-граждан СНГ, от гастарбайтеров. Если мы не можем подсчитать, то, соответственно, не можем понять, есть у нас рост потоков или нет. Думаю, разработка механизма получение реальной статистики – одна из первоочередных задач Комитета по туризму.

По итогам заседания Координационного совета Комитет по туризму разошлет проект резолюции, мы внесем свои предложении. Я, например, считаю необходимым более активно продвигать созданный в Москве call centre, пока о нем туристы знают мало. Думаю, можно попросить туроператоров и гостиницы разместить на своих сайтах координаты этого центра. То же самое – относительно новогодних туров в Москву. Это очень интересное начинание, и его надо рекламировать».

 

Лада Самодумская, директор отдела продаж и маркетинга компании «Хотэл Менеджмент Компани»: «Я год отсутствовала в бизнесе, и мне особенно заметны эти разительные перемены в Москве. Очень важно, что руководство Комитета по туризму слушает и слышит представителей отрасли. Что касается заседания Координационного совета, мне кажется, оно было, скорее, отчетным по своему характеру. Чтобы встреча с бизнесом получилась более результативной, нужно, чтобы был ведущий, стимулировал беседу и дискуссии.

Как представителю гостиничного бизнеса, мне показалась интересной тема, которую затронули представители Ernst&Young и Jones Lang LaSalle. Действительно, гостиничная статистика до крайности противоречива, каждый отчитывается по своим стандартам, в итоге, никто не знает, сколько же на самом деле в Москве гостиниц. Как можно говорить о развитии инфраструктуры и привлекать инвесторов, если у нас нет точных цифр? Я бы предложила Комитету по туризму создать небольшие мобильные рабочие группы из специалистов по конкретной тематике, в частности, по отелям. Нам необходимо вплотную заняться инвентаризацией гостиничного хозяйства. Чтобы не получилось, как в Берлине, где отелей оказалось значительно больше, чем туристов. В результате начал падать спрос, отели теряли рентабельность, разорялись, массово закрывались. Я вообще больше верю в небольшие, мобильные рабочие группы, чем в многолюдные собрания из 100 человек. Одно хорошо, чтобы отчитаться, другое – чтобы выработать конкретные решения".

 

Светлана Ставцева, RATA-news