Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Росавиация ограничивает новогодние чартерные программы

Авиаперевозки – одна из самых актуальных, если не сказать одиозных тем. Поэтому состоявшая вчера пресс-конференция руководителя Росавиации Евгения Бачурина (фото), посвященная итогам выполнения российскими авиакомпаниями летней чартерной программы, вызвала большой интерес средств массовой информации.

Евгений Бачурин сообщил, что за 10 месяцев 2007 года отечественные авиаперевозчики выполнили 23592 чартерных рейсов. Авиакомпании летали в 34 страны и 57 городов. По сравнению с 2006 годом рост объема чартерных перевозок составил приблизительно 15%. 968 (4%) рейсов были задержаны более чем на 3 часа. Лидерами по этому показателю стали «ВИМ-Авиа» (214 задержек из 3,5 тыс. рейсов), «Красноярские авиалинии» (93 из 1,5 тыс.) и «Оренбургские авиалинии» (69). Однако г-н Бачурин отметил, что задержки «ВИМ-Авиа» составляет 6% от числа выполненных рейсов. А, например, «Красноярские авиалинии» задержали около 8% рейсов. Задержки остальных перевозчиков в их чартерных программах составили около 4%. «Эти данные мы используем при составлении расписания чартерных рейсов на ближайший сезон, - сказал Евгений Бачурин. - Ограничиваем авиакомпании в той части рейсов, по которым в предыдущем сезоне были допущены задержки более трех часов».

По итогам летнего сезона наказаны три авиакомпании. На 15-25% ограничено количество выполняемых чартерных рейсов в зимней программе «ВИМ-авиа». Из 240 рейсов, заявленных на декабрь, подтверждены 190, из 325 заявленных январских подтверждены 250. На 10-15% ограничены чартерные программы «Красноярских» и «Оренбургских авиалиний». В принципе, по словам г-на Бачурина, при «хорошем поведении» эти ограничения могут быть сняты еще в период зимнего сезона. Но вообще, как полагает глава Росавиации, дополнительную нагрузку возьмут на себя другие перевозчики. По иронии судьбы,именно этим занималасьминувшим летом «ВИМ-авиа», закрывая «амбразуру» в связи с запретом на полеты в страны ЕС нескольких российских авиакомпаний. Кстати, сегодня ожидается официальное заявление руководства «ВИМ-авиа» по поводу решения Росавиации.

Отраслевые эксперты считают инициативу Росавиации как минимум несвоевременной. «Как можно такое делать, когда все чартерные программы уже проданы туроператорам?» – сказал генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, авиакомпании и так терпят значительные финансовые потери от задержек, а сокращение на 20% программы «ВИМ-Авиа» дополнительно ухудшит финансовую ситуацию в компании. Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что решение Росавиации в любом случае вызовет дефицит емкостей на рынке. По мнению эксперта, это выльется в рост цен на билеты, а основная причина задержек, вызванная нехваткой самолетов, не устранится.

Евгений Бачурин назвал две основные причины задержек - техническое состояние авиапарка и метеоусловия. Первая причина вызвала 70% несвоевременных вылетов, вторая - 30%. В рамках стратегической борьбы с техническими задержками Росавиация намерена лоббировать отмену пошлин на ввоз авиационных запчастей. По словам г-на Бачурина, сейчас только на оформление ввоза запчастей для самолетов уходит почти месяц, из-за чего простаивают воздушные суда, которых и без того у нас не хватает. «Мы надеемся, что Федеральная таможенная служба рассмотрит наше предложение и отменит пошлины или хотя бы ускорит порядок таможенной очистки авиазапчастей», - сказал Евгений Бачурин.

Тактические же действия Росавиации по улучшению обслуживания пассажиров на чартерных рейсах таковы. По словам г-на Бачурина, авиационные власти уже сейчас предупреждают авиакомпании, чтобы они не брали на себя рейсы, которые не смогут выполнить. За 2,5 месяца до подачи заявок на чартеры Росавиация уведомила авиакомпании о расширении и ужесточении требуемого пакета документов на согласование чартерных программ. Например, для утверждения своей чартерной программы каждой компании необходимо было предъявить страховые документы с обязательным подтверждением оплаты. Перевозчики, которые до 1 ноября не представили основные части своих чартерных программ, в этом сезоне к данному рынку допущены уже не будут. Среди них, в частности, «Дагестанские» и «Якутские авиалинии».

Много внимания Евгений Бачурин уделил теме новых федеральных правил перевозки пассажиров и багажа. По его словам, Росавиация внимательно следит за их исполнением, особенно в части обслуживания пассажиров задержанных рейсов. Серьезным испытанием для перевозчиков стали неблагоприятные метеоусловия последних дней в центральной части России. Непосредственно в Росавиацию, на «Горячую линию» по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания (155-53-73) и в адрес авиакомпаний поступило немало жалоб от пассажиров, чьи права были нарушены при длительных задержках рейсов. По данной информации проводятся расследования. В случае подтверждения фактов нарушений, Росавиация будет добиваться от авиакомпаний компенсации убытков, понесенных пассажирами.

Кроме того, Росавиация считает целесообразным ограничить время нахождения пассажиров в самолете при задержке рейса тремя часами. Соответствующие поправки будут предложены для внесения в новые авиационные правила.

На период новогодних вылетов, которых наверняка с содроганием ждут и пассажиры, и турфирмы, и авиакомпании, Росавиация намерена создать штаб, который будет следить за работой перевозчиков и регулярностью рейсов. Напомним, что за время прошлогодних зимних каникул только в московском авиационном узле было задержано более 70 вылетов. Но это уже «цветочки» по сравнению с показателями минувшего лета, когда задерживалось до 40 рейсов в день.

Тем более что в зимнем сезоне российские авиакомпании расширят географию чартерных перевозок. Как рассказал Евгений Бачурин, на сегодня согласованы чартерные программы полетов из 26 городов. В их числе Барнаул, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Уфа, Челябинск и т.д.). Рейсы будут совершаться в 57 аэропортов в 34 государствах.

И ничего утешительного не сказал Евгений Бачурин относительно стоимости авиаперевозки: рост цен на нефть провоцирует подорожание билетов. По его словам, доля расходов на горючее в структуре себестоимости авиаперевозок российских авиакомпаний составляет около 40%. А у ведущих мировых перевозчиков этот показатель ниже почти в два раза. Цены на билеты будут расти до тех пор, пока наши авиакомпании не будут располагать топливоэффективным парком самолетов, считает Евгений Бачурин.