Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Госдума переоценивает авиакатастрофы

В распоряжении «Коммерсанта» оказались готовящиеся ко второму чтению в Госдуме поправки в Воздушный кодекс РФ. Они предполагают повышение цену жизни авиапассажира в случае авиакатастрофы с нынешних 100 тыс. руб. до 2 млн. руб. Таким образом, лимиты ответственности перевозчиков на внутренних авиарейсах станут выше международных - на большинстве последних, согласно Варшавской конвенции, жизнь пассажира стоит $20 тыс. Авиаперевозчики уже говорят о том, что лимит в 2 млн. руб. явно завышен, и это скажется на цене авиабилетов в России.

Проект поправок в 133-ю статью Воздушного кодекса внесли в Госдуму три депутата "Единой России" - Александр Белоусов, Владимир Каретников и Алексей Лихачев. Суть предлагаемых изменений - повысить страховые выплаты родственникам погибших авиапассажиров со 100 тыс. руб. до 2 млн. руб. Проект был одобрен в первом чтении 16 октября. Ко второму чтению в Госдуме документ основательно разросся. Как следует из текста, имеющегося в распоряжении Ъ, перевозчики обязаны страховать свою ответственность с тем, чтобы при наступлении страхового случая их страховщик смог выплатить по факту смерти 2,025 млн. руб. При получении выплаты родственники погибших смогут претендовать и на возмещение вреда сверх этой суммы в том случае, если в суде докажут, что их экономические потери от смерти родственника больше. Таким образом, лимит ответственности, заложенный в Воздушный кодекс, окажется выше заложенного в Варшавской конвенции - последний документ является стандартом в отрасли, объединяющим 150 стран, в том числе и РФ, и оговаривает выплаты в $20 тыс. за каждого пассажира, погибшего в авиакатастрофе.

По факту вреда здоровью выплаты составят 2 млн. рублей. За утрату багажа лимит ответственности - 600 рублей за кг, по факту порчи ручной клади - по 11 тыс. рублей на одного пассажира. Порядок возмещения вреда здоровью и правила страхования установит правительство, тарифы на этот вид страхования страховщики выставят самостоятельно. "Это нормальная практика, - говорит глава управления страхования авиарисков ВСК Анатолий Рычков, - несмотря на то, что перевозчик обязывается обеспечить компенсационную выплату и иметь страховку, это не обязательный вид страхования, который в РФ вводится только федеральным законом. Раз вид страхования необязательный, то и тарифы должен устанавливать рынок".

Авиаперевозчики не опасаются повышения тарифов на авиастраховки. "Мы выступаем за свободные тарифы, - говорит директор департамента управления рисками и страхования "Аэрофлота" Анатолий Слюсарь, - рынок страхования авиарисков сильно зависит от тарифов западных перестраховщиков. Мы их все знаем". Но авиаперевозчиков беспокоит высокий уровень лимита страховых выплат. По словам Анатолия Слюсаря, общий размер фиксированной выплаты слишком велик, кроме того, в законе нет предварительной фиксированной суммы, которую семья пострадавшего должна получить сразу без сбора справок.

По словам исполнительного директора страховой группы "Авикос-Афес" Ильи Кабачника, поправки повысят выплаты пассажирам, но не защитят авиаперевозчиков оттого, что семьи пострадавших получат оговоренные 2 млн. руб. и затем в судах будут также требовать возмещение по потере кормильца и морального ущерба. В настоящее время, по словам Анатолия Рычкова, средняя сумма, взыскиваемая по суду с авиаперевозчика по факту потери кормильца, составляет $30-40 тыс. (2 млн. руб. - сейчас чуть более $80 тыс.). Авиаперевозчики обещают, что принятие поправок скажется на повышении стоимости авиабилетов. "Ясно, что они подорожают, - говорит Анатолий Слюсарь. - На сколько - сказать сложно. Чем меньше авиакомпания, тем сильнее подорожают ее услуги".

Транспортный комитет Госдумы рассмотрит поправки 6 ноября. Второе чтение проекта обещают провести не позднее 13 ноября, поправки имеют шансы стать законом с 2008 года.