Интурмаркет с 1 октября

«Морской фасад» - окно в развитие круизного туризма

В октябре 2009 года в РСТ вступили две крупные компании транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга - ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург “Морской фасад”» и ЗАО «Речной порт “Морской фасад”». Надо отметить, что до недавнего времени в России не было специализированного морского пассажирского порта, отвечающего международным стандартам, и это было серьезным сдерживающим фактором для развития круизного бизнеса. Так что его появление стало долгожданным событием и для Санкт-Петербурга, и для страны в целом. Корреспондент RATA-news беседует с директором департамента по связям с общественностью УК «Морской фасад» Александром Шимбергом (фото).

- Александр, порт призван обслуживать туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, поэтому недооценивать его значение в развитии туризма в городе нельзя. Так что турбизнес считает вашу компанию нашим стратегическим партнером.

- Это действительно так. Сегодня пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» еще находится в стадии строительства и вводится в эксплуатацию поэтапно. Первая очередь начала работать 10 сентября 2008 года. В навигацию 2009 года к нам пришло 113 судов, а в 2011 году, когда будет введен в эксплуатацию паромный комплекс, порт будет способен принимать паромы круглогодично. В результате мы должны получить единственный в России и крупнейший в Европе специализированный порт, способный принимать порядка 7 современных круизных судов одновременно.

В навигацию 2009 началась перевозка круизных туристов речным транспортом, всего было совершено 12 поездок в Петергоф и обратно. Этот портовый комплекс также будет отвечать всем современным требованиям, предъявляемых к перевозкам речным транспортом в акватории Балтики, а также на реках и каналах в Санкт-Петербурге. Строительство и развитие речного порта «Морской фасад» будет закончено в 2012 году. К этому же году планируется перевозить до 5 тысяч пассажиров речным транспортом в центр и пригороды Санкт-Петербурга.

- Расскажите подробнее, как происходит прием круизных судов и обслуживание пассажиров в порту.

- Новый морской пассажирский порт будет способен принимать теплоходы до 311 метров в длину и осадкой до 9 метров. В каждом круизном вокзале расположено по 36 кабинок для пограничного оформления документов, также предусмотрены 4 сектора таможенного контроля с 5 линиями.

В здании вокзала создана вся необходимая инфраструктура: кондиционируемые помещения залов прибытия и отправления, места отдыха, удобный кафетерий, автоматы по продаже еды и напитков, сувенирные магазины, информационный стенд для туристов, банкоматы для обмена валюты и оплаты услуг, стойки туроператоров, служба такси. Здание предусматривает удобное передвижение людей с ограниченными возможностями.

Одно из преимуществ круизного комплекса – две большие площадки для парковки, на каждой из которых размещается по 30 туристических автобусов.

И, конечно, порт предоставляет весь комплекс услуг для обслуживания судна во время стоянки: подача питьевой воды с причала, снятие бытовых отходов, хозяйственно-бытовых стоков в причальные системы, возможность бункеровки топливом с барж. Речной порт тоже будет обладать всем необходимым для организации речных перевозок на европейском уровне, включая дорожную, причальную, торгово-развлекательную инфраструктуру, а также кафе и рестораны.

- Неужели все так безоблачно? А что вы скажете об устаревшем речном флоте?

- Да, речной флот и система причалов в Санкт-Петербурге устарели, и технически, и морально, ведь большинство из них появились в 70-80-е годы прошлого века. Именно поэтому многие туристы и жители Санкт-Петербурга недовольны качеством услуг на речном транспорте и даже воспринимают речные перевозки с некоторой опаской. Но мы надеемся, что современный речной порт даст толчок развитию и нового речного транспорта, который будет использоваться не только для обычных пассажирских поездок, но и для реализации новых туристических программ.

- Каковы перспективы развития портов?

- В 2011 году морской порт будет сдан полностью, всего будет построено 4 вокзала (3 круизных и 1 паромный); 7 причалов (5 круизных, 1 паромный и 1 круизно-паромный), общая длина причальной стенки составит 2108 м. Общий пассажирооборот в день 12 тысяч человек.

Что касается речного порта «Морской фасад», то это чрезвычайно перспективный проект для развития туристической и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и пригородов - благодаря своему месторасположению и европейскому уровню объектов. Он должен стать одним из ключевых звеньев цепи пассажирских перевозок в Северной столице.

Я имею в виду, прежде всего, разгрузку наземных автобусных перевозок круизных туристов с Васильевского острова за счет привлечения речного флота, причем, его доля в трансферах должна составить 50%. Спектр речных маршрутов с развитием нового порта может включать порядка 120 предложений.

- Кстати о туристах. Какова ситуация с приемом круизных пассажиров в городе?

- Прием круизных туристов в Санкт-Петербург постоянно растет. С 2003 года их число увеличилось со 160 тысяч до 420 тысяч, 2009-й год показал рост еще на 10-12%. В навигацию этого года работала только первая очередь морского порта: два причала, круизный вокзал и центр управления. За первый сезон порт принял более 30% от всех заходов круизных судов в Санкт-Петербурге и около 50% от всех прибывающих круизных туристов. С 2010 года ежегодно будут вводиться в эксплуатацию вторая и третья очереди. В навигацию 2011 года порт будет работать в полную мощь.

К 2012 году будет закончено строительство речного порта, а это шесть причалов. Длина причальной стенки составит порядка 600 м, что позволит принимать порядка 15 больших речных судов одновременно. Пропускная способность составит до 5000 пассажиров в день при среднем пассажиропотоке в 3700 пассажиров в день.

- Что Вы ждете от членства в РСТ?

- Насколько нам известно, в состав Российского союза туриндустрии входит около 700 компаний индустрии гостеприимства, это крупнейшее и старейшее объединение отрасли. Морской и речной порты – тоже неотъемлемая часть туриндустрии. Для успешной работы нам необходимы услуги, которые предлагают члены РСТ, нужны партнерские отношения с турбизнесом. Деятельность вашей организации, в частности, в Петербурге вызывает уважение, она реально заметна. Это решение проблем и разрешение конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовка кадров, привлечение инвестиций для развития инфраструктуры и т.д. И мы хотим быть в гуще всех этих событий. (Татьяна Деменева, специально для RATA-news)