Travelport с 25 октября

Росавиация упростила порядок полетов для малой авиации

Новые федеральные правила использования воздушного пространства РФ (ФП ИВП), предусматривающие уведомительный порядок полета, вступают в силу с 1 ноября, сообщает Росавиация. Правила, разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики ICAO, значительно упрощают порядок полетов для малой авиации.

Правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России. Воздушное пространство РФ будет разделено на три класса – А, С и G. Для каждого из них определена высота полетов. В классе А она составляет от 8 тыс. 100 м и выше. Полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам.

В классе С, высотой до 8 тыс. 100 м, выполняются два типа полетов – по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Для полетов в классе G будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется от 300 м в Ростовской области до 4500 м в районах Восточной Сибири.

Для выполнения полетов в классе G пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полетов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация.

В случае входа в процессе полета из класса G в класс А или С пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полет в классе А или С по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь пилот-диспетчер обязательна.

ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" уже разработало систему сбора планов полетов с использованием интернета и многоканальной телефонной сети общего пользования. В настоящее время портал работает в тестовом режиме. С него также можно будет выйти на сайты Росгидромета и ФГУП "Центр аэронавигационной информации". Кроме того, определены номера многоканальных телефонов в Главном центре единой системы организации воздушного движения и семи зональных центрах.

Специалистами Росавиации и "Госкорпорации по ОрВД" была осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. В частности, с 1 ноября 2010 года количество постоянных опасных зон сократится с 85 до 59, а число местных воздушных линий уменьшится с 2209 до 510. Значительному сокращению подверглось и число запретных зон и зон ограничений полетов, установленных на постоянной основе. Таким образом, новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полетов как воздушным судами коммерческой гражданской авиации, так и авиации общего назначения и сверхлегкой авиации.

Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе G предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлегкой авиации с новыми правилами. Либерализация порядка использования воздушного пространства предполагает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна.

По данным Росавиации, в 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа нарушений порядка использования воздушного пространства РФ. По сравнению с 2008 годом в прошлом году число таких событий увеличилось с 206 до 215. Нарушения в большинстве случаев допускались эксплуатантами (частными владельцами) воздушных судов авиации общего назначения или воздушных судов, не прошедших процедуры допуска к полетам, установленные воздушным законодательством России. Для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. УК РФ "Нарушение правил использования воздушного пространства РФ".

По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, упрощение порядка полетов для малой авации будет способствовать развитию приключенческого и экстремального туризма. Как известно, подобные туры нередко предполагают посещение районов Сибири и Крайнего Севера, где крайне нестабильные метеорологические условия. Необходимость трое суток ждать разрешения на вылет малого самолета или вертолета зачастую сводила на нет все усилия по организации поездки. Погода хорошая - подали заявку на полет – ждем разрешения – погода испортилась. Теперь, по словам главы Росавиации Александра Нерадько, самолеты легкой и малой авиации могут подать уведомление и буквально через час взлететь.

По некоторым данным, в России в частном пользовании находится около 1000 вертолетов.