Travelport с 25 октября

Экологический туризм набирает обороты

В Астрахани прошла первая выставка-презентация «Туризм. Рыбалка и охота», организованная Администрацией, Комитетом по спорту и туризму и Управлением международных и внешнеэкономических связей области. В числе 40 участников были местные туфирмы, музеи истории и природы, санатории, службы по организации детского отдыха, вузы, страховые компании, производители сувенирной продукции, магазины, предлагающие товары для туризма, рыбалки и охоты. В качестве гостей выставку посетили представители московских компаний «Академсервис», «Артемида-тур», «Ост-Вест», «РВБ-Алеан», Чешского клуба, журналисты «Ведомостей», «Московского комсомольца», англоязычной газеты Russian Journal, журнала «Сафари».

Выставка получилась камерная, и стала, скорее, смотром собственных сил. Которые, впрочем, оказались немалыми. Прежде всего, они были представлены фирмами, принимающими туристов – охотников и рыболовов – в дельте Волги: «Лотос», «Белый город», «Тинтур», «Миарон», «Дела-тур», «Ривмар», «Спутник-Астрахань», «Дельта Волги» и другие. Причем, большинство из них самостоятельно формируют турпродукт, продают не чужие, а собственные услуги по размещению, питанию, организации трансфера, охоты, рыбалки, экскурсий, арендуют охотничьи угодья, чем принципиально отличаются от подавляющего большинства российских турфирм. Таких компаний, обладающих собственной материальной базой в виде малых гостиниц или, как минимум, переоборудованных для туристов речных судов, в астраханской области насчитывается более десятка. Стоимость их турпродукта варьируется от $30 до $300 за туродень, включая 3-разовое питание, услуги егеря, аренду моторной лодки, лицензию на охоту или рыбалку и т.д. Большинство фирм активно реинвестируют, развивая инфраструктуру, расширяя ассортимент услуг и повышая качество обслуживания.

Компания «Лотос» оборудовала удобствами почти все номера на своей базе отдыха, сделала сауну, бильярдную. Собирается разводить раков, фазанов, перепелок, открывать пивной бар на базе, охотничий ресторан и магазин охотничьего оружия в Астрахани.

«Белый город», владеющий плавучей гостиницей «Орлан», оборудует еще несколько домиков для размещения туристов на берегу. И оформил в аренду на 25 лет 20 тыс. га охотничьих угодий.

«Дела-тур» купила турбазу, полностью ее переоборудовала, а теперь намерена рядом строить кафе и магазин.

Фирма «Тинтур» приобрела старый теплоход «Москва» и на его базе сделали туристический теплоход «Андромеда» на 10 человек с номерами люкс. И на заводе в Астрахани строит еще три дебаркадера – плавучие гостиницы.

Таких примеров можно привести немало. Другая тенденция развития туризма в области – увеличение инвестиций из других регионов страны. Например, московская многопрофильная компания «Миарон», открыла в Астрахани турфирму, вложила $200 тыс. в переоборудование стандартного дебаркадера в комфортабельную плавучую гостиницу и планирует потратить еще $50 тыс. на строительство бани, купальни, волейбольной площадки, бильярдной.

Многие астраханские фирмы, принимавшие участие в различных в весенних выставках, подтверждают явное увеличение спроса на рыболовные и охотничьи туры внутри России, в частности, в дельте Волги, а также повышение интереса туристических компаний к состоятельным российским, а не иностранным клиентам. Равиль Хусаинов, генеральный директор компании «Белый город», считает, что с россиянами работать легче: они не требуют непременно «сомов на 45 кг», а на дополнительные услуги тратят денег гораздо больше, чем зарубежные гости.

По мнению астраханцев, наиболее эффективна для продвижения экологических туров выставка «Охота и рыбалка в России», которая проходит в феврале на ВВЦ в Москве. Среди ее посетителей немало прямые клиентов, которые и являются основными покупателями услуг астраханских принимающих компаний. Растет интерес к реализации такого вида отдыха и со стороны агентств, однако велика вероятность дальнейших обращений клиентов напрямую к местному туроператору. Так что, создание эффективной технологии агентских продаж экологических туров еще впереди.

Участвовали в астраханской выставке и компании, отправляющие туристов за рубеж: «Цезар», «Тревел-тур», «Загрантур» и другие. В основном, они работают как агенты столичных турфирм, но формируют и свой продукт. «Цезар», например, имеет квоты мест в сочинских гостиницах и отправляет туда свои группы автобусами. «Тревел-тур» реализует чартерную программу на Эмираты, а «Загрантур» подумывает об открытии морской челночной линии на Иран. Кстати, по мнению астраханских отправляющих фирм, у клиентов растет интерес к турам в демпингующую Абхазию.

Что касается конкретно астраханской выставки, то многие компании считают, она была бы более целесообразна как ярмарка путевок – при условии более активной рекламной компании и широкого привлечения прямых клиентов. Но, в любом случае, прошедшее мероприятие заставило и местные власти, и турбизнес задуматься, как эффективнее построить программу продвижения астраханского турподукта. Кстати, к этой выставке администрацией области был выпущен первый каталог астраханских турфирм. Интересующиеся могут обратиться в Управление по международным и внешнеэкономическим связям: (8512) 39-23-97, 39-16-73, факс 22-17-09, e-mail: ves@meil.astrakhan.ru

Впрочем, проблем у астраханского турбизнеса больше, чем достижений. О них шла речь на пресс-конференции по случаю открытия выставки и на семинаре по экологическому туризму, организованном на базе отдыха «Лотос» администрацией Астраханской области и РАТА. Об этом – в следующем номере RATA-news.