Тревелпорт

«Люди приходят с желанием съездить в Сочи, а уезжают в Турцию или Таиланд»

В Сибири падает интерес к курортам Краснодарского края. По мнению представителей турбизнеса Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Красноярского и Алтайского краев, спрос на черноморское побережье остывает не только на фоне расширения зарубежных программ и их доступности. Турфирмы указывают и на другие причины – высокую стоимость перелета, неуверенность туристов в оптимальном соотношении цены и качества отдыха в своей стране и т.д.

Мы решили проанализировать ситуацию с помощью одной из крупнейших российских систем бронирования авиабилетов, а также сайтов федеральных операторов, представленных в сибирских регионах. И для этого сравнили стоимость перелета до Сочи (Адлер) и обратно с ценами на турпакеты по самым популярным зарубежным направлениям. Даты вылетов – начало сентября, средняя продолжительность поездки в Сочи – неделя; длительность зарубежных туров – от 6 до 13 ночей в зависимости от шага реальных чартерных цепочек.

Выбранный промежуток времени – конец высокого сезона, так что цены на авиабилеты в некоторых случаях даже ниже, чем в июле-августе. Немного снизилась и стоимость турпакетов по сравнению с пиковыми датами. Понятно также, что цены билетов и турпакетов могут меняться ежедневно, это зависит от многих факторов – количества свободных мест, курса валюты и т.п. Не стоит забывать также, что турпакет включает в себя перелет, трансферы, проживание в отеле с выбранным типом питания и медицинскую страховку. При таком раскладе черноморскому побережью крайне трудно соревноваться с зарубежными курортами. В 2012 году пассажиропоток в Сочи через новосибирский аэропорт «Толмачево» составил 17,6 тыс., в Анапу – 11,6 тыс. человек. А вот порядок цифр на тайском и турецком направлениях: 234,2 тыс. (171,7 тыс. – Бангкок, 62,5 тыс. – Пхукет) и 127,8 тыс. (Анталья) соответственно.

Правда, как полагает директор красноярского турагентства «Атлантис» Зульфия Рыжова, сейчас, когда возникли проблемы с египетским направлением, цены на Турцию вернулись к докризисным, а туристы привыкли к хроническому демпингу, у черноморских курортов есть шанс вернуться в список предпочтений сибиряков. «Турция в этом сезоне дорогая, Таиланд все лето загружался под завязку, и когда наши клиенты не находили альтернативы, они вспоминали про российские курорты, – рассказала г-жа Рыжова. – В Красноярске есть прямые рейсы в Адлер и Анапу, заблаговременно билеты можно было купить за 22-23 тыс. рублей. Ближе к вылету, они, конечно, дорожали, но места все равно были. Неизбалованный российский турист, который ищет бюджетный вариант отдыха, может на месте снять комнату за 500 рублей в сутки. При приемлемых ценах на перелет, курорты Краснодарского края могут закрыть потребности этого сегмента. А в следующем сезоне, когда в Сочи закончится олимпийская стройка, появятся новые благоустроенные пляжи, отели, думаю, поток туристов может даже вырасти. Я сама планирую съездить туда следующим летом». Однако это, скорее, исключение из общего мнения представителей сибирского турбизнеса.

 

Оксана Болек, «Иркутсктурист»: «Давно работаю с Краснодарским краем и вижу, что каждый год продаж все меньше. Печально, но в этом году Сочи, Анапу, другие курорты Черного моря у нас почти не спрашивали. Цены на перелет безумно высокие! В августе, например, туристы готовы были поехать в Геленджик, но в продаже были билеты только по 70 тыс. рублей. Собрать детскую группу вообще нереально, только если найдется спонсор. Обидно, ведь сами путевки, которые включают размещение, питание, лечение, даже доступнее, чем наши, байкальские, и качество услуг неплохое. Дорога – вот основная проблема. Поэтому пока ситуация такая: люди приходят к нам с желанием поехать в Сочи, видят цены, и в итоге выбирают Турцию, Таиланд, Вьетнам».

 

Игорь Соловьев, «Центральное бюро путешествий» (Новосибирск): «В прошлом году Сочи у нас не вошел даже в десятку самых популярных летних направлений, а разделил 13-ю строчку с Бали, куда, как я помню, съездили на четыре человека больше. Люди умеют считать деньги, а билет до Адлера и обратно в сезон стоит от 30 тыс. рублей! С 2008 года интерес к Краснодарскому краю у туристов из Сибири неуклонно падает, и мы уже сами удивляемся, если кто-то из клиентов вдруг изъявляет желание туда поехать. Аудиторию направления сегодня составляют те, кому по каким-то причинам нельзя выезжать за границу либо по медицинским показаниям нужны санатории Краснодарского края. Если бы на рынке перевозок появилась конкуренция и цена билетов снизилась хотя бы до 12 тыс. рублей, то направление, возможно, и ожило».

 

Елена Шенгель, «Евротур»-турагентство «Апельсин» (Омск): «Лишь около 30% всех наших продаж по летним пляжным направлениям приходится на курорты Краснодарского края. Покупают чаще всего самые экономичные варианты размещения. Больше едут те, у кого нет возможности отправиться за границу - пограничники, силовики, должники, либо кто боится летать или же многолетние любители именно этого направления. При прочих равных люди предпочитают зарубежный отдых. Естественно, что они охотнее едут в хороший отель 4* all inclusive в Турцию, где будет сервис и обслуживание, которые в Краснодарском крае за те же деньги не получить никогда. Кроме того, самим турфирмам с направлением не очень удобно работать. Например, заранее бронировать железнодорожные билеты мы не можем, и бывает так, что пока мы ждем подтверждение по туру, места на нужную нам дату уже заканчиваются».

 

Геннадий Колобов, «Авиафлот» (Барнаул): «Число заявок по Черноморскому побережью России за первое полугодие 2013 года по сравнению с тем же периодом 2012 у нас упало на 28%. Причем, большая часть продаж пришлась на начало года, когда стоимость билетов на летний сезон была оптимальной. Трудно сказать, какой именно фактор больше повлиял на снижение спроса. Путевки в Краснодарский край покупают, прежде всего, те, кто по той или иной причине может отдыхать только в России, либо льготники, которым работодатель компенсирует стоимость перелета. На втором месте те, кто выбирает самые экономичные варианты проживания типа летних домиков, а к месту отдыха добирается поездом, часто в плацкарте. В основном на российские курорты едут люди среднего возраста и старше, для многих выбор обусловлен ностальгическими моментами. Были также клиенты, которые через Краснодарский край ехали в Абхазию. Это направление, напротив, выросло примерно на 6%. Вообще на долю российских черноморских курортов в сегменте продаж всех пляжных туров у нас приходится лишь 1,6%, а в общем объеме и того меньше – 0,5%».

 

Анна Вальцева, RATA-news