Интурмаркет с 1 октября

Поддержит ли государство обновление круизного флота в России

Минтранс, Минпромторг и Российская палата судоходства (РПС) выступили за продление программы льготного лизинга для строительства круизных пассажирских судов, рассказали собеседники, присутствовавшие на заседании Морской коллегии 18 октября. Речь идет об увеличении срока с 18 до 25 лет по ставке 2,5%. Всего на 2020-2022 годы в бюджете на льготный лизинг заложено по 5 млрд руб. в год.

По словам источников «Коммерсанта», в рамках заседания Морской коллегии 18 октября Минтранс и РПС настаивали на увеличении сумм выплат по судовому утилизационному гранту (выплачивается при заказе в России нового судна взамен старого) до 50% от стоимости нового судна и увеличении объема бюджетных средств, выделяемых на него ежегодно. В бюджете на 2020-2022 годы на эту меру заложено по 500 млн руб. в год, а размер гранта для пассажирских судов ограничен 15%. Кроме того, как следует из материалов РПС, палата предлагает разработать меры, направленные на строительство серий круизных судов по госзаказу с последующей передачей в операционный лизинг (бербоут-чартер) судоходным компаниям-туроператорам. Сейчас фактически на такую схему переведено строительство для Московского речного пароходства «Петра Великого» – первого круизного судна, заложенного в постсоветское время. С его учетом на верфях РФ строится четыре круизных корабля.

Рост круизного туризма существенно сдерживается изношенностью причалов, старением флота, а также низким уровнем воды на отдельных участках рек, заявил по итогам заседания коллегии вице-премьер Юрий Борисов. Средний возраст эксплуатируемых судов – 45 лет, уточнил вице-премьер. В прошлую навигацию внутренним водным транспортом перевезено более 12 млн пассажиров, из них на туристических маршрутах – почти 300 тыс., рассказал г-н Борисов. Выступая на заседании Морской коллегии, глава Росморречфлота Юрий Цветков отметил, что темпы выбытия старого флота превышают ввод нового, в связи с чем для удержания доли рынка на уровне 400 тыс. туристов необходимо строительство не менее 20 современных теплоходов.

О том, что круизная отрасль России входит в негативную спираль, говорил в феврале этого года глава Минэкономразвития Максим Орешкин на первом Межрегиональном форуме по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии. В своем выступлении он отметил, что требования туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, а качество предоставляемых услуг из-за старения флота снижается. Одновременно, по данным министерства, рентабельность компаний, которые оперируют в круизном сегменте, снизилась с 9% до 2,5-3%. На этом фоне странно говорить о том, что есть свободные средства для реинвестирования в обновление основных средств. Поэтому важно создать условия, чтобы обновление флота для бизнеса было доступным. Программы существуют – это и лизинг, и гранты. Одно из решений – расширение этих программ.

Тогда же генеральный директор самарской фирмы «Спутник-Гермес» Наталья Денисова сказала RATA-news, что для реального выхода из кризиса круизной отрасли необходимо четкое разграничение сферы обязанностей участников рынка и власти: «Каждый должен делать свое. Туроператор – создавать продукт, продвигать его, продавать, государство – углублять Волгу, создавать инфраструктуру, строить новые ссуда. Бизнес хочет участвовать в строительстве судов, но без поддержки государства, местных властей это не осилит ни крупный, ни тем более средний оператор. Стартовая стоимость нового лайнера – 2,5 млрд. рублей. Мы посчитали все свои возможные траты и поняли, что это для нас неподъемно, мы точно на себя такие риски не возьмем».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что без продления сроков программы льготного лизинга до 25 лет и увеличения размера утильгранта с 15% до хотя бы 30-35% (что потребует увеличения объемов финансирования из бюджета как минимум до 2 млрд руб. в год) запустить программу обновления флота и серийного строительства круизных судов на российских верфях невозможно. Он полагает, что целесообразно было бы поддерживать именно серийное строительство уже существующих проектов судов, в том числе с возможным прямым госфинансированием или участием государственных лизинговых компаний и последующей передачей судов в операционный лизинг.