Travelport с 25 октября

Петербург неизвестный, или чем еще можно удивить туристов

Великолепные дворцы и музеи мирового уровня в каком-то смысле не дают Санкт-Петербургу показать себя во всей туристической красе. Как правило, путешественники посещают город ради его имперского прошлого, а множество не менее интересных мест остаются «терра инкогнита» для большинства гостей.


«Подавляющее большинство операторов формируют программы, соблюдая золотое правило 80 на 20. То есть 80% – это классика, остальное отдано на все нестандартное и необычное, например, малоизвестные достопримечательности и музеи, новые тематические экскурсии и так далее, – пояснил RATA-news директор компании «Невские сезоны» Кирилл Соколов. – При этом доступных для осмотра объектов в Петербурге не так много, существует множество закрытых и полузакрытых дворцов и особняков, принадлежащих различным ведомствам. В большинство дворов и на крыши также сложно попасть, обычно это закрытая придомовая территория». Новые креативные пространства, зоны рекреации и развлечений, по его словам, в большей степени заточены под прием горожан и пользуются популярностью именно у них. Такие места посещают и гости города, но это небольшой объем, в дополнение к турам для тех, как уже много раз побывал в Санкт-Петербурге.


«Среди относительно новых, набирающих популярности объектов могу выделить музей Российских железных дорог и музей Фаберже. Мы постоянно водим туда туристов, но многие слышат о них впервые. В этом году активнее стали заказывать VR-экскурсии, которые проводятся в очках виртуальной реальности», – добавил г-н Соколов.

Директор компании «Русский город» Марина Любимова согласна с коллегой: топовые музеи – это объекты первого визита в город. А для повторных туристов делают особые программы, показывая места, которые они еще не видели. «Таких мест десятки, в одном только Петергофе тридцать музеев. Вряд ли многие бывали в мастерской скульптора Аникушина, в музее русского авангарда или прикладного искусства имени Штиглица. В музее истории города несколько филиалов, которые не видели даже большинство жителей Петербурга», – подчеркнула она.

В этом году было настоящее паломничество петербуржцев в крепость Орешек, хотя она как музейный объект существует несколько десятилетий. В сентябре появилась новая смотровая площадка в башне городской думы. «Важно, чтобы туристы влюбились в Петербург во время первого посещения, тогда они будут возвращаться и каждый раз заново открывать город. Надо раскручивать бренд "Петербург знакомый и незнакомый"», – считает г-жа Любимова.


По мнению генерального директора компании ITS Виктории Шамликашвили, туристам неизвестно около 80% всего, чем располагает Санкт-Петербург. Широко востребовано порядка десяти музеев, несколько театров, концертных площадок и три пригорода. Из большинства частных музеев популярны музей современного искусства Эрарта и музей Фаберже. «Например, почти никто не знает Зимний дворец Петра, который находится под Эрмитажным театром. Или музей «Русский Левша» в центре города, где хранятся работы ныне живущего мастера микроминиатюр Владимира Анискина», – заметила она.

Помимо Мариинки, Михайловского, Александринки, БДТ и МДТ оператор знакомит гостей города с театрами «Особняк», «КукФо», «Буфф», с отличными постановками для разной аудитории. «Мне всегда обидно слышать, что в Петербург ради театров народ не ездит, это совсем не так. С интересом посещают и нестандартные музыкальные площадки вроде лютеранской церкви Анненкирхе и концертного зала Яани Кирик, где проходят, в том числе, органные концерты. Возим гостей и в пригороды – в Ораниенбаум, Шлиссельбург, Марьино, Елизаветино, Знаменка, Михайлово. Во время пандемия даже петербуржцы стали чаще ездить по окрестностям города, хорошо окликаются на неизбитые предложения», – уточнила эксперт. Примерно половина любителей туров в Санкт-Петербург – это москвичи, повторно приезжают также из северо-западных регионов, например, из Калининграда.

Как отметила руководитель группы компаний «Серебряное кольцо» Анна Лупинова, спрос на нестандартные туры и экскурсии довольно высокий, но, в основном, у постоянных клиентов: «Бронируют «Храмы Петербурга» с посещением мечети, буддистского храма и синагоги, пешеходные экскурсии по островам Каменный, Елагин, экскурсию по местам, связанным с Довлатовым, «Великий ювелир Карл Фаберже» «Семья Нобель и нобелевские лауреаты» с музеем Бродского».

В компании «Тари тур СПб» к летнему сезону разработали линейку новых нестандартных туров – «Новая география Петербурга», «Город 812», «Инстаграм тур», включающих посещение весьма примечательных мест. «Мы убедились, что этот продукт востребован. Сюда же можно отнести и авторские маршруты – «Дворы, парадные и крыши» с посещением коммунальной квартиры, «Вкус Петербурга», «Время собирать лайки. Инстаграм места». Целевая аудитория – молодежь 20-25 лет или семьи с подростками 15-16 лет», – говорит заместитель генерального директора Оксана Лебедева.

Необычные экскурсии бронируются заранее – с глубиной от трех недель до четырех месяцев, это связано с ограничением количества человек в группах. Сегодня заметен рост продаж в этом сегменте. «У туристов все чаще возникает желание увидеть нераскрученные объекты, к примеру, музей «Неправды», «Дом вверх дном», «Музей фонарей под открытым небом» на Одесской улице или Малую Садовую, единственную отапливаемую улицу города. Хотят посмотреть необычные памятники – башню грифонов, кота Елисея, кошку Василису, чижика-пыжика, фотографа, петербургского ангела», – заключила г-жа Лебедева.

Все туроператоры подчеркнули, что экскурсионные программы формируются в строгом соответствии с соблюдением антиковидных мер безопасности.

Наталья Панферова, RATA-news