Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В Москве обсудили проблемы туристической инфраструктуры города

Вчера прошло расширенное заседание Координационного совета по туризму при правительстве Москвы. В нем приняли участие заместитель мэра и глава совета Александр Горбенко, руководство Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, смежных департаментов московского правительства, Министерства культуры, Ростуризма, московских гостиниц, туристических компаний, общественных организаций и вузов.

По словам Александра Горбенко, за последние годы в Москве многое сделано для повышения ее туристической привлекательности. Некоторые результаты этой работы уже ощутимы. Так, за девять месяцев 2012 года число иностранных туристов в городе превысило прошлогодний показатель за тот же период на 17,3%. Однако свое внимание участники совещания сосредоточили не на достижениях, а на актуальных проблемах городской инфраструктуры туризма и отдыха.

Как сказал председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько, главная на сегодня задача – создание в городе сервисов, привычных для иностранных туристов. Всего на развитие инфраструктуры Москвы в 2012 году выделено более 320 млн. рублей, в 2013 году объем средств составит уже 356 млн. рублей. «В этом году надеемся превысить порог в 5 млн. туристических прибытий. И уж точно превысим показатель в 5 млн. ночевок московских гостиницах. Важно, что это – прогноз Мосгорстата, то есть независимого, не связанного с комитетом источника подсчета», – пояснил г-н Шпилько.

Из того, что успел сделать и планирует сделать комитет, Сергей Шпилько отметил становление работы call-центра в столице. Сейчас он работает на шести языках, в следующем году добавится еще один – китайский. Запущен городской информационный портал, который сейчас работает, помимо русского, на немецком и английском, в 2013 году он также получит китайскую версию. На станциях метро «Киевская», «Белорусская» и «Павелецкая» планируется открыть туристско-информационные центры. Первый такой центр в сентябре начал работать в вестибюле музея, посвященного Отечественной войне 1812 года, слева от входа на Красную площадь через Воскресенские ворота. На 2013 год запланировано открытие ТИЦ в аэропорту «Шереметьево».

В Москве становится все больше указателей для туристов. В июле в центре города появились двухэтажные туристические автобусы-шатлы, которыми за это время воспользовалось уже более 20 тыс. туристов. Сейчас таких автобусов в Москве пять, в следующем году станет вдвое больше. В дополнение к традиционной экскурсии они теперь будут предлагать и вариант в сочетании с речной прогулкой. Растет число аккредитованных гидов и экскурсоводов по Москве: в 2011 году было подготовлено 30 и 47 человек соответственно, в 2012-м – 47 и 123, а в 2013-м ожидается 50 и 100 человек. На пяти интересных точках Москвы установлены бинокли, как это делается в большинстве европейских столиц. До конца нынешнего года бинокли должны появиться и на смотровой площадке на Воробьевых горах.

Среди новых идей комитета – создание «города в городе», чтобы туристы могли бы, например, отправиться в Измайлово или другой парк города и провести там не просто несколько часов, а все выходные, с ночевкой. Работа комитета подкрепляется активным маркетингом и продвижением города на международном и отечественном рынках. В частности, недавно закончилось мощное роад-шоу по городам России. В течение пяти недель с 24 сентября по 26 октября более 20 московских туроператоров, отелей, музеев, транспортных и выставочных компаний, печатных изданий представляли туристические возможности Москвы в 25 городах страны.

Но далеко не все, что необходимо сделать в городе для повышения его туристической конкурентоспособности, лежит в компетенции Комитета по туризму. Очень важно понимать, что могут предложить смежные ведомства, отвечающие за транспорт, питание, размещение туристов. По словам гендиректора Института социального маркетинга Сергея Хайкина, именно по этим параметрам измеряется туристическая конкурентоспособность любой страны или города. В Москве ситуация, в принципе, складывается благоприятная. Как показал опрос, проведенный этим институтом среди 2 тыс. иностранных туристов, почти 80% из них готовы вновь приехать в Москву и рекомендовать ее своим друзьям. Число тех, кто вынес из поездки в нашу столицу только отрицательные впечатления, в 2012 году было всего 8%.

По конкретным вопросам замечаний гораздо больше. В частности, более 40% туристов указали на нехватку информации о Москве как до поездки, так и во время нее. Есть серьезные нарекания к гостиницам, которые касаются отнюдь не чистоты или уровня персонала, а отсутствия опять же информации, современных средств связи, бесплатного WiFi. Многим туристам звезды на наших отелях кажутся взятыми с потолка, поскольку никак не соответствуют цене и качеству сервиса. 31% туристов недовольны транспортом, пробками, отсутствием навигации, указателей на английском языке, парковок у гостиниц и достопримечательностей, а также качеством туристических автобусов.

В конечно счете, все эти жалобы сводятся к одному – туристам в городе некомфортно. Как, собственно, и самим жителям. Но, возможно, уже в ближайшее время нас ждут приятные перемены. По крайней мере, к этому, похоже, искренне стремится новый главный архитектор Москвы и первый зампредседателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, работа по дизайну городской среды, созданию высококачественных современных указателей и скамеек в городе не менее важна, чем проекты застройки кварталов.

Вряд ли туристическую Москву нужно развивать, взяв за основу «город-музей», но стать интересным, удобным, современным, оставаясь при этом мегаполисом, она вполне может. Другими словами, Венеция как пример нам не подходит, а Нью-Йорк – вполне. Чтобы город выглядел современно, на уровне европейских столиц, главный архитектор готов привлекать к его оформлению серьезных мастеров и художников. «Успешные туристические города отличаются от неуспешных именно наличием комфортной среды обитания, которая подкрепляется доступностью такси, кафе, ресторанов, пешеходных маршрутов», – пояснил Сергей Кузнецов. Среди основных задач архитекторов по развитию туристической инфраструктуры Москвы – унификация указателей, расширение пешеходной зоны. «Я считаю, что вся зона внутри бульварного кольца Москвы может быть пешеходной. Не за счет вытеснения машин, они останутся, но за счет расширения возможностей для пешеходов. Необходимо также первые этажи московских зданий в центре максимально перепрофилировать в кафе, рестораны, магазины, убрав из них офисы, которые «съедают» жизненное пространство, а не расширяют его», – сказал главный архитектор.

Проблемой остается для столицы и нехватка гостиничных мест. По словам заместителя председателя Комитета Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве Александра Гончарова, в городе до 2014 года будет построено 134 гостиницы. Из них 15 – в 2012 году, 21 – в 2013 и 30 – в 2014. К сожалению, эта отраслевая схема не включает хостелы, так что говорить о перспективах именно в этом секторе сложно. Также, по словам Сергея Шпилько, пока не совсем ясно, включать ли в общий объем номерного фонда Москвы гостиничные места на вновь присоединенных к столице территориях. Так, прогноз Комитета по туризму на 2012 год подразумевает наличие 43,8 тыс. гостиничных мест без учета новых территорий, а с учетом их – 46,2 тыс. «Нужно определиться, какой методикой руководствоваться при подсчете гостиничных мест. У нас есть отели в аэропортах, есть отель «Аквариум» за границей МКАД. Их, я считаю, также надо учитывать, иначе мы будем постоянно проигрывать другим европейским столицам, которые традиционно считают и такие объекты размешения», – пояснил глава комитета. Александр Горбенко согласился, что будет разумным включать в число московского фонда и удаленные отели, так как они «работают» на Москву.

 

Светлана Ставцева, RATA-news