Интурмаркет с 1 октября

Зальцбургские быки… и причем тут огурцы?

Зальцбург прекрасен в любое время года. Офис по туризму Зальцбурга пригласил российских журналистов в межсезонье, чтобы они смогли увидеть федеральную столицу без обычной туристической суеты.

Крепость Хоэнзальцбург на горе Фестунг возвышается над мирно живущим городом как напоминание о былых не всегда спокойных временах.


Начало ее строительства датируется 1077 годом. Потом она многократно достраивалась, перестраивалась, реконструировалась, реновировалась… Все этапы ее жизненного пути можно проследить в одном из залов, где выставлены макеты, иллюстрирующие облик крепости в разные века. Хоэнзальцбург – крупнейшая в Европе, сохранившаяся целиком и полностью, средневековая крепость. Сегодня она выглядит примерно так же как и в XVI веке. Ей здорово повезло, так как осаждали ее всего лишь дважды. Во время Наполеоновских войн защитники сдались без боя. А ранее, во время крестьянского восстания 1525 года, схитрили – дабы убедить осаждавших, что от голода не страдают (хотя страдали, и даже очень), как бы случайно демонстрировали быка, мирно жующего у крепостных стен травку. Это было единственное оставшееся у них на прокорм животное, которого каждый раз перекрашивали в другую масть. Получалось вроде бы целое стадо. Враг поверив, что еды у осажденных вдоволь, ушел, а счастливые горожане торжественно отмыли вола-спасителя в реке. Сегодня его добродушное изваяние «пасется» на одном из крепостных дворов.


Еще один «бык» находится внутри крепости, на самом верхнем ее этаже, в башне Краут. Это – старейший в городе орган. Его прозвали «зальцбургским быком» за умение издавать невероятно низкие звуки. Дважды в день их можно услышать и оценить – похожи они на мычание разъяренного животного? Или нет?

В крепости, конечно, не только животные есть, но и феерический Золотой зал, и арочный проем окна XVI века, случайно обнаруженный при современной реставрации, и несколько любопытных музеев.

Любуясь городом и его живописными окрестностями с вершины Фестунг, среди других архитектурных шедевров замок Мирабэлль не сразу разглядишь. И шедевров много, и далековато – на противоположном берегу реки. А его непременно нужно рассмотреть поближе и поподробнее.


Дворец (по-австрийски schloss) построен в 1606 году по приказу архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау в качестве подарка дочери зальцбургского горожанина Саломеи Альт. Нужно отдать должное этому господину, он никогда не скрывал своей пламенной страсти к красавице. Он и новенький «домик» назвал в ее честь – Альтенау. Дева преподнесла покровителю ответный дар – нарожала чуть ли не полтора десятка детишек. Ну, и как водится, за свою любовь им пришлось дорого заплатить. Были и политические причины, но сейчас не про них речь. Вольфа Дитриха арестовали и заключили в крепости Хоэнзальцбург, где он и умер. Целых семь лет до самой кончины мятежный архиепископ вынужден был из окна своей пусть комфортной (положение все-таки обязывало), но, тем не менее, тюремной камеры смотреть на чудесный дворец, где в счастье и безмятежности прожил свои самые счастливые дни. Саломею же изгнали из города, дворец переименовали в Мирабэлль, а значительно позже и вовсе перестроили в классическом стиле, упростив фасад практически до безликости. Сегодня в нем располагается мэрия Зальцбурга.

Однако внутри кое-что от былой роскоши сохранилось. Лестница ангелов, например, по которой можно подняться в Мраморный зал, бывший парадным во времена Райтенау. В нем музицировали когда-то Леопольд Моцарт и его дети – Вольфганг Амадей и Мария Анна. Зал этот считается ныне одним из самых красивых залов бракосочетаний в мире.



Чудесно выглядит дворцовый парк, украшенный великолепными цветочными композициями, фонтанами, скульптурами и небольшим, но очень милым Садом карликов. Вначале, в 1715 году, было 28 маленьких мраморных фигурок, изображавших профессии местных жителей. Потом их распродали по приказу Людвига I Баварского, которому эти, по правде говоря, немного странные изваяния категорически не понравились. Вернуться на место удалось лишь пятнадцати.


Ну, и конечно, Моцарт. Маленький мальчик, названный при рождении Иоганном Хризостомом Вольфгангом Амадеем, появился на свет 27 января 1756 года в доме номер 9 на улице Гетрайдегассе.


Жил позже на площади Макартплатц. На площади Моцартплац (во времена Моцарта она так, естественно, не называлась) стоит памятник композитору, а за его спиной – дом, в котором жила овдовевшая Констанц.


В Кафедральном соборе он играл – на органе, что справа от главного алтаря. Маленького Вольфганга и крестили в этом храме, в купели, которая по сей день стоит в соборе. В церкви аббатства Святого Петра Моцарт впервые исполнил свою знаменитую Большую мессу до-минор.

И все-таки, причем тут огурцы? Дело в том, что в Зальцбурге есть весьма богатый на экспонаты музей современного искусства. Часть произведений выплеснулась на улицы и площади города. По соседству с величественным Кафедральным собором стоит, например, огромный «золотой» шар на треноге с человечком на макушке. Интерьер одной из уютных площадей дополняет нечто напоминающее развевающееся на ветру полотнище, в складках которого, при определенном ракурсе рассмотрения, угадываются профили Вольфганга и Констанц – это, по замыслу автора, символ их любви. А вот и огурцы.



Любое творение приверженца нового стиля в области живописи и скульптуры можно интерпретировать согласно собственным представлениям о добре и зле. Гуляя по Зальцбургу будьте готовы потренироваться в расшифровке смыслов изваяний.

Продолжение следует.

Любовь Булгакова, RATA-news
Фото salzburg.info