Тревелпорт

ФАС России признала, что Booking.com нарушил антимонопольное законодательство

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 21 декабря 2020 года завершила рассмотрение дела в отношении Booking.com B.V. и признала компанию нарушившей пункт 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции.

Компания злоупотребила доминирующим положением на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о гостиницах, отелях, хостелах и других средствах размещения. Booking.com навязывал российским гостиницам невыгодные условия договоров, в соответствии с которыми они были обязаны предоставлять компании и соблюдать со своей стороны паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения своих услуг. Под такими каналами понимаются мета-поисковики, турагентства, другие агрегаторы информации, а также сайты самих отелей и других средств размещения.

Таким образом, условия о паритете могут приводить к тому, что средства размещения не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Также паритет может ограничивать гостиницы в формировании в различных каналах продаж свободных предложений услуг, отличающихся качественно и количественно в зависимости от их способа распространения.

Указанные действия Booking.com приводят к ограничению конкуренции, ущемляют интересы средств размещения в сфере предпринимательской деятельности.

«Рассмотрение дела в отношении Booking.com показало, что российские гостиницы зависят от компании, и любое ее действие может оказывать прямое влияние как на коммерческую деятельность гостиниц, так и на потребителей гостиничных услуг. В такой ситуации важно пресекать любые антиконкурентные практики агрегаторов, замыкающих целые группы потребителей на своих услугах и препятствующих им в получении нужных услуг у других участников рынка. Установление различных паритетов со стороны Booking.com – яркий пример таких практик», – отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.

По словам начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елены Заевой, ведомство выдаст Booking.com предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, и потребует от компании исключить из договоров требование о широком и об узком паритете в отношении и цен на услуги, и условий, на которых эти услуги предоставляются.

Вчера же пресс-служба Booking.com заявила, что компания разочарована решением ФАС: «Индустрия путешествий и туризма, которая понесла значительный ущерб вследствие пандемии, нуждается в честной конкуренции и равных условиях, позволяющих отельерам предлагать свои объекты миллионам потребителей по всему миру. Все участники туриндустрии переживают непростые времена, но мы рассчитываем и впредь поддерживать наших партнеров в России, обеспечивая столь необходимый в текущей ситуации спрос и тем самым способствуя скорейшему восстановлению отрасли.

Для партнеров, предпочитающих бесплатно рекламировать свои объекты на Booking.com, компания осуществляет перевод контента и клиентскую поддержку на 44 языка, инвестирует средства в рекламное продвижение объектов размещения через различные традиционные и цифровые каналы. Принимая это во внимание, мы считаем справедливым, что отели указывают на Booking.com по крайней мере ту же цену, что и на их собственном сайте. Кроме того, это также дает гарантию того, что отели, воспользовавшись всеми бесплатными сервисами Booking.com для продвижения своих объектов, не станут указывать завышенные цены на нашей платформе», – говорится в сообщении пресс-службы.