Интурмаркет с 1 октября

Татьяна Козловская: «Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»

В Российский союз туриндустрии вступила ассоциация «Мостурпул» – объединение московских операторов по внутреннему и въездному туризму. Оно было создано осенью 2011 года. О том, что было сделано за эти пять лет, какие задачи ставит перед собой организация и какие проблемы еще предстоит решить, RATA-news рассказала глава объединения Татьяна Козловская (фото).


- Какие цели ставит перед собой «Мостурпул» и как бы вы оценили результаты пятилетней работы объединения?


- Когда создавался «Мостурпул», туристической столицей страны однозначно считался Санкт-Петербург, и мы определили для довольно амбициозную задачу – переломить эту ситуацию. Объединение разработало и успешно реализовало сборные туры в Москву. Сейчас даже один турист может приехать в любой день недели в столицу на любое количество дней и получить размещение и экскурсионное обслуживание по групповым ценам. Например, стоимость двухдневного тура, с проживанием в отеле 3*, с экскурсиями и завтраком «шведский стол» – от 4 тыс. рублей. Мы активно продвигаем Москву с помощью роад-шоу по стране, регулярных рекламных туров и т.д. И за первые 2,5 года этой работы количество региональных турагентств, предлагающих поездки в столицу, увеличилось в четыре раза. И сейчас уже питерские туроператоры, подхватив нашу инициативу, проводят роад-шоу «Добро пожаловать в Санкт-Петербург».


Мы предпринимаем серьезные усилия по развитию детского туризма, реализовали немало проектов. Наши экскурсионно-образовательные туры «Московские уроки» переросли в федеральную программу «Живые уроки», за один год в этот проект вступили 16 регионов России.


- Какие туроператоры входят сейчас в объединение?


- Это, в основном, известные туроператоры, занимающие внутренним туризмом – «Роза ветров», «Виадук-тур», НТК «Интурист», «Тари Тур», «На семи холмах», «Отечество», «Русский Ренессанс», «Четыре сезона путешествий», «Радонеж», проект «Ретропоезд». И, конечно, одно из подразделений группы компаний «Интерс» – компания «Интерс-Рус».


Мы считаем себя, прежде всего, общественно-производственным объединением, у нас нет освобожденного руководителя, мы все стараемся работать на общие цели и задачи и хотим, чтобы нас слышала власть. Многие из нас уже входят в РСТ, этому примеру решили последовать и остальные. Уверены, что совместно с РСТ мы можем выступать с консолидированной позицией по многим вопросам. Поскольку основное направление нашей деятельности – прием туристов в Москве, своими главными задачами мы считаем устранение причин, препятствующих развитию туризма в столице, и поиск новых возможностей для увеличения турпотоков. Все наши компании – московские, нам легче собираться для обсуждения тех или иных проблем. Нас не так много, в этом смысле мы очень мобильны.


- Как «Мостурпул» отработал высокий сезон в Москве – новогодние каникулы?


- Надо сказать, столичные власти постарались на славу, Москва была украшена просто сказочно, все сверкало и искрилось. Туроператоры «Мостурпула» приняли в среднем на 30% больше туристов, чем в прошлом году. Очень много было детских групп, увеличилось время пребывания в отелях. Год назад туристы приезжали в Москву в основном на два-три дня, то в этом – уже на четыре-шесть.


Но была и ложка дегтя, к сожалению, уже традиционная, это музеи Московского Кремля. Когда туризм передали в подчинение Министерству культуры, мы надеялись, что теперь-то начнем работать с музеями цивилизованно. Пока не получается.


- А в чем проблема? Это нежелание музеев сотрудничать с турбизнесом? Разве они не заинтересованы в росте посещаемости?


- В том-то и дело, что, в отличие от турбизнеса, большинство объектов культуры не заинтересованы в увеличении потока туристов. Зарплату они получают независимо от этого показателя. Яркое проявление такой позиции – пользующиеся повышенным спросом музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Они искусственно стараются сократить потоки туристов, ограничивая продажи групповых экскурсий для детей во время школьных каникул.


Особенно изощренно действуют музеи Московского Кремля, отказываясь заключать договоры с туроператорами по внутреннему туризму. После долгой борьбы нас все же «допустили» в систему онлайн-бронирования экскурсий, но – для частных лиц! А там, в отличие от системы бронирования для операторов по въездному туризму, не видно количество свободных билетов! Сколько появится в онлайн-системе экскурсий для взрослых, сколько для детей, знает только администрация музеев. И она до последнего дня держит это в секрете от туроператоров. В какой-то день их может быть 25, а в другой – только 5!


Представьте себе: бронировать экскурсии в музеи Кремля можно с 00:00 часов за 17 дней до даты посещения, в одинаковых условиях находятся туроператоры, турагенты, учителя, родители и просто клиенты. Так что в пиковые даты мы вынужденно участвуем в «компьютерных марафонах», карауля начало бронирования, потому что билеты на экскурсии для детей заканчиваются буквально через несколько секунд! Оплачивать экскурсии можно только с помощью банковской карточки и не более одной экскурсии на одну карточку. Безналичную оплату музеи Московского Кремля не признают, только карточка или наличные.


- Может быть, это как-то связано с режимным ограничением прохода в Кремль?


- В руководстве центра бронирования музеев действительно любят рассказывать туроператорам про ограничения пропускной способности территории Кремля со стороны ФСО. Но, зайдя на сайт музеев через личные кабинеты туроператоров по въездному туризму, можно обнаружить 2-3 тысячи показанных там свободных билетов. А в эти морозные зимние каникулы кассы музеев Московского Кремля решили просто прекратить выдачу «нулевых», то есть бесплатных билетов для детей, предлагая туроператорам выкупать для них взрослые билеты. То есть бесплатных билетов для детей нет, а за деньги – есть.


И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе.


Из-за недоступности экскурсионных путевок большинство туроператоров вынуждены отговаривать группы от экскурсий в кремлевские музеи и предлагают детям только посещение территории Кремля и Оружейной палаты.


- Каким вы видите решение проблемы?


- Решение лежит на поверхности, и мы неоднократно это озвучивали на всех совещаниях разного уровня. Прежде всего, необходимо заключить договоры с туроператорами по внутреннему туризму, как это сделано с туроператорами по въездному. Надо, чтобы у каждой компании был «личный кабинет» на сайте музеев. Надо разрешить туроператорам, в случае нехватки штатных кремлевских экскурсоводов, привлекать аккредитованных гидов, которые проводят экскурсии для иностранцев. Они готовы работать с российскими детьми. Кроме того, надо начать обучение и аккредитацию экскурсоводов для детских групп, причем, они готовы оплачивать свое обучение. Перейти, наконец, на современный уровень бронирования билетов – принимать заявки на экскурсии для детей по электронной почте, и не за 17 дней до даты посещения, а по мере их поступления в систему бронирования туроператоров. Надо предоставить юридическим лицам возможность оплаты экскурсий по безналичному расчету.


Есть и несколько чисто организационных моментов. В частности, желательно увеличить количество школьников в организованных группах до 30+3 – 30 детей плюс три сопровождающих, разработать и внедрить в практику несколько маршрутов следования туристов по территории Кремля – сейчас он всего один. Хорошо бы в период школьных каникул продлить часы работы музеев и упразднить выходные дни.


- А есть ли какие-либо сдвиги в решении вопроса с парковкой туристических автобусов, которых тоже не хватало?


- Действительно, это еще одна наша головная боль. Во-первых, парковок крайне мало, во-вторых, они чрезвычайно дорогие – 1000 рублей в час. Хорошо, что в зимние каникулы они были бесплатными. Традиционно при работе с группами автобус отстаивается в среднем 6-7 часов – останавливается при выходе туристов к объектам осмотра во время обзорных экскурсий, стоит, ожидая туристов из музеев и т.д. Оплачивать по 6-7 тысяч в день ни у кого возможности нет, вот и ездят автобусы по кругу, увеличивая трафик в центре города.


Московские транспортники могли бы взять за основу опыт Парижа: иностранные автобусы, въезжая в город, оплачивают 60 евро за сутки, получают подтверждающий чек и могут стоять на любой парковке города. Для туристических автобусов с московскими номерами можно было бы установить щадящие тарифы и рассматривать оплату парковок в совокупности с разрешением ездить по выделенным полосам. Парковочные места для автобусов должны располагаться по маршрутам обзорных экскурсий, у отелей, объектов показа, объектов питания. Эти меры помогли бы снизить трафик центре Москвы и способствовали бы цивилизованному обслуживанию туристов.


- У вас есть ощущение, что туристическая отрасль воспринимается как некий довесок к экономике?


- Конечно, есть. Мы вообще живем в каком-то перевернутом мире: туристические администрации на местах не знают, кем они руководят и за что несут ответственность, а общественные организации вынуждены писать и корректировать законы! Отдельного министерства туризма нет. ТИЦы разрабатывают маршруты и формируют турпакеты, туроператоры должны заниматься реализацией этих турпакетов вместо турагентств, а турагентства вообще лишили самостоятельности, они должны работать «от имени и по поручению». Туроператоров выездного туризма обложили непомерной данью, в результате чего их количество сократилось более чем в три раза.


Зато ТИЦы растут как грибы. Для справки – в Париже действуют шесть информационных пунктов, которые относятся к Бюро по туризму и конгрессам города. Они предлагают бесплатный буклет «Париж для вас», книжку скидочных купонов в музеи, сувениры, билеты для посещения объектов показа, билеты на кораблик по Сене. При этом за 2015 год Париж принял 31 миллион туристов, то есть один информационный пункт обслуживает в среднем 6 миллионов иностранцев за в год. Туризм занимает 13% в экономике Парижа. А у нас по всей стране всего 50 млн туристов, да и эта цифра сомнительная, иностранных и того меньше, а ТИЦев более 200!


Вот они и начинают то маршруты разрабатывать, то участвовать в каких-то немыслимых конкурсах, то организуют события вроде «Дня ямщика» или «Доброго сала». При этом якобы собирают по 5-7 тысяч «туристов», которые, правда, не останавливаются в гостиницах, не заказывают экскурсий, просто приходят посмотреть на ряженых, скупают пирожки, сало и другие продукты. А чиновники отчитываются о развитии событийного туризма в регионе.


- Вы не считаете такие мероприятия событийным туризмом?


- Событийный туризм зародился в Европе для загрузки отелей в низкий сезон. Когда европейцы отчитываются о событийном туризме, они считают сколько ночей провели у них туристы, какую прибыль принесли местному турбизнесу и сколько налогов получила казна региона от этого события, а не сколько покупателей приехало на их рынки или в магазины. Поэтому надо прекратить этот ярмарочный «туризм» и заняться продвижением регионов через экскурсионные программы!


Экскурсионные туры – визитная карточка любого региона. Только разрабатывать их должны не ТИЦы, а туроператоры. В каждом субъекте РФ необходимо объединить усилия участников туристического рынка для выработки единой политики в формировании конкурентной цены турпродукта и эффективном его продвижении.


Ключевой фигурой в туризме должен быть туроператор, именно он разрабатывает туры, заключает договоры с объектами туристического рынка для формирования турпродукта, выстраивает систему сбыта и сотрудничает с тысячами турагентств. Он же ведет большую работу по анализу рынка и занимается продвижением своих турпродуктов в регионах России и зарубежных странах. По технологиям туроператоры намного опережают других игроков рынка, это надо грамотно использовать для развития туризма в России. Туристическая администрация должна создавать условия для развития туризма, а не наоборот!


- Вы сказали, что доля туризма в экономике Парижа составляет 13%. А можно ли достичь таких показателей в Москве?


- В свое время Москва пошла по наиболее правильному пути, выделив туризм в отдельный комитет вместе с гостиничным хозяйством, который осуществлял также аккредитацию экскурсоводов. Это самое удачное сочетание – туроператоры, отельеры и экскурсоводы. Все объединены одной целью – качественным обслуживанием туристов, и все заинтересованы в увеличении турпотоков. Сейчас туризм в Москве разбросан по разным департаментам.


Чтобы добиться экономической эффективности, помимо отелей и экскурсоводов, необходимо собрать все направления туризма – въездной, выездной, внутренний и все их виды – в одном специализированном Департаменте. Тогда можно будет получать и правдивую статистику, и корректную отчетность, и больше собирать налогов. При правильно выстроенной структуре и грамотном руководстве доля туризма в экономике Москвы в 10% вполне реальна.