Travelport с 18 января

Роспотребнадзор не считает извержение вулкана обстоятельством непреодолимой силы

Правовая комиссия Российского союза туриндустрии сообщает, что руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко дал разъяснения руководителям территориальных управлений «О порядке реализации отдельных функций и полномочий в установленной сфере деятельности в связи с событиями, обусловленными извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль».

В письме от 20.04.2010 г. даны рекомендации для правоприменителей, разъяснены аспекты правового регулирования соответствующих правоотношений в сфере международной воздушной перевозки и туристических услуг, которыми необходимо руководствоваться при принятии решений по вопросам, связанным с обеспечением защиты прав пострадавших потребителей. Извержение вулкана в письме не квалифицируется как действие обстоятельств непреодолимой силы, а расценивается как «существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора».

Такая трактовка существенно влияет на юридические последствия событий последних дней и может в некоторых случаях привести к необходимости полного возврата стоимости неоказанных туристических услуг, независимо от причины нарушения договора.

В частности, в письме говорится: «Что же касается сферы туристического обслуживания, то соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ), согласно которым туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

При этом туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в турпродукт, независимо оттого, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги)».

Этими разъяснениями будут руководствоваться территориальные органы Роспотребнадзора при проведении мероприятий государственного контроля в отношении туристических фирм в дополнение к инструктивным письмам Роспотребнадзора от 31.08.2007 № 0100/8935-07-23 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», от 26.08.2008 № 01/9311-8-32 и от 23.10.2008 № 01/11938-8-32 «О принятии мер по защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов».  

…при контроле (надзоре) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей применительно к событиям, связанным с массовыми отменами и задержками авиарейсов в апреле 2010 года,.. территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий».

В целях соблюдения требований закона Правовая комиссия РСТ рекомендует туристическим компаниям внимательно ознакомиться с текстом письма и принять необходимые меры.

Полный текст документа смотрите здесь