В России создадут федеральную систему познавательных маршрутов для школьников
В Министерстве культуры РФ 21 апреля прошло первое заседание рабочей группы по развитию культурно-познавательного, военно-патриотического и образовательного туризма. Ее возглавляет генеральный директор компании «Интерс-Рус» и руководитель объединения московских принимающих туроператоров «Мостурпул» Татьяна Козловская.
Это одна из восьми групп, утвержденных недавно Координационным советом по развитию детского туризма. Совет, в свою очередь, был создан в ноябре 2014 года. Его возглавила зампред правительства Ольга Голодец, заместителем назначен министр культуры РФ Владимир Мединский. В состав совета включены представители федеральных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций в сфере развития детского туризма.
В рабочую группу по развитию культурно-познавательного, военно-патриотического и образовательного туризма вошли заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев, вице-президент РСТ Александр Осауленко, представители отелей, учебных заведений, центров по детско-юношескому туризму, а также туроператоры, в частности, «Анкор», «Роза ветров», «Виадук», «На семи холмах», «Четыре сезона», «Тари-Тур» и другие. «Еще мы постараемся привлечь в свою группу представителей музеев и экскурсоводов. Сейчас же особенно важна роль туроператоров, которые могут разработать маршруты для детских экскурсионных поездок», – пояснила RATA-news Татьяна Козловская.
На прошедшем заседании г-жа Козловская предложила создать в России систему крупных межрегиональных маршрутов, представляющих культурное, национальное, природное богатство нашей страны. Это – Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Золотое кольцо, Северо-Запад России, Большая Волга, Большой Урал и Западная Сибирь, Саянское кольцо, Байкал и Забайкалье, Сочи и Краснодарский край, Крым, Дальний Восток, а также военно-патриотические туры. Каждый регион может выбрать из них топ-10 и рекомендовать для посещения школьникам с первого по одиннадцатый класс. Скажем, маршруты для младших школьников могут пролегать в радиусе 200-300 км от места жительства, для средних классов – до 1 тыс. км, для старших – свыше 1 тыс. км. В рамках крупных межрегиональных маршрутов формируются малые, а внутри каждого региона – свои местные экскурсионные программы. В результате появится трехступенчатая структура, охватывающая всю страну. Как рассказала Татьяна Козловская, для мотивации школьников уже разрабатывается система значков «Юный турист», которые будут присваиваться за определенное количество посещенных городов и экскурсий.
Маршруты должны проходить сертификацию и отвечать определенным требованиям по содержанию и безопасности. С точки зрения содержания, маршруты должны быть не только интересны и познавательны, но нести образовательную и воспитательную функцию. В плане безопасности необходимо учесть такие факторы, как состояние автомобильных дорог, наличие оборудованных стоянок и объектов питания на маршруте, наличие и категории объектов размещения и их вместимость, наличие туристических автобусов для перевозки детских групп (количество мест, марки, год выпуска, ремни безопасности). Очень важна транспортная доступность: чем можно добраться, расстояние со стороны того или другого региона, время в пути, стоимость билетов для школьников.
Создание системы межрегиональных маршрутов для школьников поддержал заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев. По его словам, такой подход будет способствовать развитию не только собственно детского туризма, но и инфраструктуры в целом, в том числе улучшению качества дорог.
В ближайшее время рабочая группа подготовит свои предложения по требованиям к межрегиональным маршрутам и критериям их оценки. Работа над маршрутами будет вестись в тесном сотрудничестве с аналогичными рабочими группами в региональных Координационных советах по развитию детского туризма. По словам Татьяны Козловской, в регионах советы возглавят заместители губернаторов, что говорит о серьезности подхода государства к развитию детского туризма.
В качестве рекомендации для регионов московские туроператоры и преподаватели отбирают тематические экскурсии по Москве и Подмосковью, «музейные уроки», которые можно использовать для углубления и расширения знаний учащихся по конкретным предметам в каждом классе. В планах – создание модели взаимодействия туроператоров и образовательных учреждений; включение формулы 10+1 бесплатный руководитель в технологию работы с отелями, музеями, объектами питания; защита рынка от недобросовестных участников.