Бизнес на эмоциях
Нижегородский предприниматель Дмитрий Москаленко, в недавнем прошлом владелец инжиниринговой компании, утверждает, что его новый бизнес возник «абсолютно нечаянно», как некоммерческая идея. Однако за этой случайностью просматриваются точные расчеты инвестора и бизнесмена, имеющего опыт реализации успешных проектов на конкурентном рынке.
Случайная радость. Я знаю три способа потерять деньги - азартные игры, женщины и инвестиции. Первый - самый быстрый, второй - самый приятный, а третий - самый надежный. Но, несмотря на это, я вкладываю деньги в новый бизнес. История создания комплекса отдыха - это шаг в сторону, переход из рынка В2В в В2С, из производства в сферу обслуживания.
Одиннадцать лет назад я зарегистрировал компанию «Ридан», занимающуюся производством, проектированием и продажей теплообменного оборудования. За 10 лет компания выросла, выручка составляла порядка 1 млрд. руб. в год, были открыты 18 филиалов по всей России, построен завод в Дзержинске, численность сотрудников достигла 500 человек. И год назад я эту компанию продал. Выходя из бизнеса, думал, что открывать новую компанию уже никогда и ни за что не буду, деньги положу в швейцарский банк и стану жить на проценты. И вот тогда начнется настоящая жизнь!
Но так получилось, что в один из теплых дней прошлогоднего лета я на своем новом мотоцикле доехал до участка земли, находящегося в
Себе и людям. Мы решили развивать идею активного семейного отдыха. Сначала это был некоммерческий проект - для себя, для друзей. А сейчас мы, по сути, тиражируем успешный опыт. В августе в 4 раза увеличиваем номерной фонд, и у нас смогут разместиться 130 человек. С детьми занимается профессиональный аниматор, они постоянно заняты, в том числе творчеством. Есть, например, гончарная мастерская. Так что родители и дети могут отдохнуть и друг от друга.
Созданы условия для отдыха на воде - и активного, и пляжного. На высоте
Изнанка отдыха. Однако, воплощая в жизнь свой внутренний девиз «Отдых, продуманный до мелочей», мы столкнулись с определенными трудностями. Бизнес абсолютно новый. Я десять лет делал теплообменники и вдруг неожиданно оказался совсем в другой сфере, которую всегда видел только с лицевой стороны, не зная специфики и внутренних проблем. Спроектировать и расставить домики, провести необходимые строительные работы - несложно. Однако в нашей стране очень мало профессиональных строителей и дефицит поставщиков различных материалов, программного обеспечения и других товаров и услуг. Это, конечно, выбивает из колеи. Были проблемы и с получением разрешительных документов.
Затем возникли сложности с подбором персонала. Для развития нового проекта потребовались новые люди. Было очень трудно с нуля настраивать все бизнес-процессы - управление, учет и т.д. Безусловно, есть проблемы, связанные с прогнозированием инвестиций. Я купил землю 1 июня прошлого года, к осени родилась идея, а потом случился кризис и возник вопрос - а может не надо вкладывать средства в проект? Ведь инвестиционный бюджет изначально в разы превышал стоимость участка земли.
Анализ ситуации на рынке показал, что с ухудшением экономической ситуации люди начинают тратить меньше денег на отдых, отпуск становится короче и менее затратным. Это должно вызвать импортозамещение - отток туристов из зарубежных курортов. Однако для их привлечения необходимо предложить достойный уровень сервиса, к которому люди успели привыкнуть за границей. Так или иначе, мы давно перешагнули за рамки начального бюджета, который скоро удвоится, поскольку постоянно появляются разные идеи по улучшению комплекса. И, несмотря на то, что мы привлекли консультантов из профильных областей - гостиничного бизнеса и туризма, - пока спрогнозировать развитие ситуации по расходам и доходам сложно.
Когда мы провели маркетинговое исследование нижегородского и московского рынков загородных отелей, то первое впечатление было таким: можно ничего не делать, но объект будет полностью загружен, а можно стараться изо всех сил, но у тебя будет пусто. Все зависит от времени года в силу сезонности бизнеса. И данный фактор оказался самым серьезным тормозом, который не позволял сразу определить - вкладываемся мы в этот бизнес или нет. В итоге решили преодолеть проблему сезонности, создав такое предложение для гостей, чтобы они могли приезжать к нам круглый год.
Всюду конкуренты. Своими конкурентами мы видим не только дома отдыха и турбазы, которые работают в нашем регионе, а также зарубежные туристические комплексы, но и гораздо более широкий круг игроков - городские спортклубы, кинотеатры, ночные клубы. Хочется сделать лучший комплекс отдыха в регионе. Посмотрим, что из этого получится! Впрочем, я уже проходил нечто подобное в «Ридане»: в
В случае успеха «Лагуны Юг», думаю, через год мы сможем открывать комплексы отдыха в других местах. Правда, где и как искать столь же уникальные участки пока не даже представляю. Все ведь вышло нечаянно…
Досье. В