Слабое место госпрограммы кэшбэка – исключение агентов из цепочки продаж
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин вчера анонсировал и в тот же день подписал программу стимулирования внутреннего туризма, на это выделяется 15 млрд рублей. Государство будет субсидировать турпоездки по стране стоимостью не менее 25 тыс. рублей, если туристы оплатят услуги с помощью платежной системы «Мир». За каждый такой тур они смогут получить кэшбэк в размере 5 тыс. рублей. При стоимости тура от 50 тыс. возврат составит 10 тыс. рублей, от 75 тыс. – 15 тыс. рублей.
Программу запустят 15 августа, она будет действовать несколько недель. Согласно условиям акции, тур, включающий размещение и перевозку, надо приобрести у туроператора, входящего в единый федеральный реестр, или напрямую у классифицированного отеля. Продолжительность поездки должна быть не менее 5 ночей.
Если турист решит поучаствовать в программе, он должен зайти на сайт мирпутешествий.рф (Russia.travel), выбрать предложение одного из партнеров и перейти на его сайт. Там он выбирает тур на странице, созданной специально под акцию, оформляет поездку и оплачивает картой «Мир». И течение 5 дней получает кэшбэк, освобожденный от налогов.
С первым наплывом желающих воспользоваться бонусом сайт мирпутешествий.рф не справился. После того, как об акции объявил Михаил Мишустин, он завис. К концу дня его работу восстановили.
Как пояснила журналистам глава Ростуризма Зарина Догузова, в программе примут участие все регионы страны от Калининграда до Владивостока. Поездки в часть регионов, например, Крым и Краснодарский край, которые пользуются повышенным спросом в августе, будут доступны со скидкой с 1 октября.
Она также уточнила, что в рамках программы можно будет приобрести как пакетные туры, которые включают перелет и проживание, так и отдельно проживание, если турист добирается до места отдыха самостоятельно. По словам г-жи Догузовой, программа стартует в начале августа, но туры можно будет купить до конца года: «Точную дату старта продаж объявим за неделю, следите за информацией от Ростуризма».
Почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько считает, что программа субсидирования была бы особенно эффективной в межсезонье, когда спрос на внутренние турпоездки снизится, особенно в случае открытия границ. «Это сделает рынок более сбалансированным и повысит эффективность использования основных фондов средств размещения – конечно, если мы не столкнемся со второй волной эпидемии. При этом нельзя снижать поддержку туроператоров и перевозчиков, особенно на чартерных направлениях, поскольку системной основой туристического рынка и популярности регионов все равно остаются организованные турпотоки», – пояснил он.
«В комплексе с другими мерами поддержки, например, субсидированием чартерных и регулярных перевозок, введением спецтарифов для туроператоров на регулярных рейсах, совместными маркетинговыми действиями турбизнеса и органов власти эта мера поможет продвижению внутренних направлений», – сказал генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура.
Исполнительный директор компании «Интурист» Сергей Толчин видит в новой мере правительства серьезный плюс. «Мы одними из первых подали заявку на участие в программе. Это уже хорошо зарекомендовавший себя формат поддержки туристов, особенно после пандемии, в Чехии, Германии, Италии. В России она тоже даст эффект, если отрасль правильно воспользуется новым механизмом», – сказал он RATA-news.
Вместе с тем в социальных сетях высказывают немало претензий к акции. Агентства, например, уверены, что она специально проводится «в обход них»: туроператоры переключатся на прямые продажи, а агентства останутся не у дел. Генеральный директор управляющей компании «Сеть магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов также считает, что в представленной Ростуризмом схеме стимулирования кэшбэком действительно не оказалось места для турагентств. «Собственно, туроператоры здесь не виноваты, просто акция нацелена на туристов, это они получают деньги. Вот если бы речь шла о субсидировании туроператоров, они могли бы с нами «делиться». А так мы вне цепочки продаж», – сказал он RATA-news.
Сергей Толчин не согласен. «Туроператоры заинтересованы в сохранении и укреплении каналов продаж через агентства и будут искать возможность включить их в цепочку продаж по этой акции, – говорит он. – Мы, например, в ближайшее время проведем вебинары на эту тему. А до 15 августа «Интурист» обязательно предложит им механизм гарантированного получения комиссионного вознаграждения за подбор, а также помощь путешественникам в оформлении субсидируемого тура».
В компании «Дельфин» тоже готовят предложения по включению турагентов в новую госпрограмму. «У туроператоров, которые планируют участие в программе кэшбэка, не так много прямых продаж. Мы не можем себе позволить исключить агентов из этой схемы, потому что потеряем 90% продаж», – говорит он.
Тем не менее, вовлечение агентств в новое дело потребует времени. По словам г-на Ромашкина, придется дорабатывать и сам механизм работы, и его техническое обеспечение. А лето уже заканчивается. Тем более что не все агентства принимают оплаты картами, а «Мир» вообще не очень распространена. «Но мы обсуждаем этот вопрос и он, конечно, будет решен», – говорит г-н Ромашкин.
В адрес карты «Мир» звучит немало критики. Но не стоит забывать, поясняет г-н Толчин, что ею владеет большинство бюджетников, а это сейчас одна из самых стабильных категорий потребителей. «Плюс пенсионеры в регионах, которые вполне могут заинтересоваться кэшбэком. Наконец, ради бонуса в 10-15 тыс. можно потратиться на оформление этой карты», – заметил эксперт.
С коллегой согласна коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах: «Карта «Мир» – точно не барьер. Ею сейчас расплачивается огромное количество людей, да и завести ее нетрудно. Не вижу также серьезных ограничений для агентств».
Эксперт полагает, что у новой акции есть все шансы на успех. «Очень хорошо, что эта программа рекламируется, что продвигаются пока не слишком популярные регионы. Активность на этих направлениях обязательно будет расти, хотя, конечно, не сразу. Важно также, что для получения кэшбэка туристу не надо собирать кучу бумажек-доказательств, как это, например, происходит с субсидированием туроператоров», – говорит г-жа Булах.
«Думаю, акция будет интересна и отелям. Какая-то часть номерного фонда может участвовать через туроператоров, какая-то – самостоятельно, – сказал RATA-news генеральный директор управляющей компании Cronwell Management Алексей Мусакин. – Из нашей сети в программу войдут только два отеля в Омске. Но надеемся, что в низкий сезон сможет подключиться и Санкт-Петербург. Это бы нам очень помогло, потому что корпоративного туризма в этом году, похоже, не будет».
По его словам, к программе кэшбэка могут быть вопросы. «Есть технические моменты, которые пока неясно, как реализовать в короткие сроки. Непонятно, почему нельзя, например, оплачивать бронирование переводом через Сбербанк. Но плюсов здесь все равно больше. Любой стимул в нынешней ситуации – правильный шаг», – заметил г-н Мусакин.
Более того, как полагает Сергей Толчин, программа кэшбэка по субсидированным направлениям поможет разрешить многолетнее противоречие между российскими отельерами и туроператорами. «Если ты возишь туристов в Турцию зимой, то летом получаешь хорошие цены. В России сезон короткий, туроператоры не могут обеспечить поток в низкий сезон за счет своих средств, поэтому получают высокие цены в отелях. А теперь, когда, благодаря государству, заработает взаимная поддержка, нам будет проще договориться с отелями», – сказал он RATA-news.
Светлана Ставцева, RATA-news