Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Туристический рынок должен стать понятным для игроков и потребителей

Вчера в Общественной палате состоялись открытые слушания, посвященные ситуации на рынке туристических услуг. Участвовали руководители Минкультуры и Ростуризма, представители Росавиации, Счетной палаты, Минэкономики, туроператоры и страховщики.

Открывая встречу, министр культуры Владимир Мединский еще раз коснулся основных нововведений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Их суть он озвучил на совещании у главы российского правительства Дмитрия Медведева, где обсуждалось совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере выездного туризма.

Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев обозначил два ключевых негативных фактора, действием которых обусловлена критическая ситуация на туристическом рынке: «Это очевидный кризис перепроизводства и глобальный кризис потребительского доверия к турбизнесу. Новый закон устранит существующие проблемные зоны на стыке ответственности игроков: туроператоров, турагентств, авиаперевозчиков, отелей». По его мнению, необходимо ускорить процедуру рассмотрения и принятия закона, чтобы вовремя стартовать с ранними продажами на зимний сезон и грамотно выйти на высокий летний период будущего года.

Среди поправок координатор общественной организации «Союз пассажиров» Сергей Попов выделил ту, которая обязывает туркомпании выдавать туристам на руки обратные авиабилеты не менее чем за сутки до вылета. «Это возможно, к примеру, для москвичей, а в случае с региональными туристами не сработает – ведь в Москве у них, как правило, пересадка, и времени для исполнения этого пункта может не хватить», – полагает он.

Директор департамента правового консалтинга сети «Горячие туры» Дмитрий Морозов считает, что институт фингарантий как инструмент страхования в целом не работает, к тому же многие страховщики уже прекращают работу по этому продукту. Он уверен, что в такой ситуации правильнее было бы ввести банковскую гарантию, так как банки смогут проводить качественный аудит туроператора, с которым заключают договор. В перспективе неплохо было бы рассмотреть возможность индивидуального страхования каждой турпутевки.

Г-н Морозов также уверен, что введение фингарантий для турагентств преждевременно: «Этот механизм не будет работать, так как у агентств есть одна обязанность – перечислить деньги оператору. Если они это не делают, их деятельность можно квалифицировать как мошенничество, а значит, страховщики постараются избегать предоставления такого рода фингарантий».

По словам врио главы Ростуризма Олега Сафонова, назрела необходимость создания системы, похожей на систему регулирования в нефтяном секторе. Суть в том, что рынок должен ориентироваться на средние цены, сформированные на базе цен крупных надежных туроператоров. «И если кто-то из игроков продает туры по заметно отличающейся стоимости, для туристов это должно быть знаком, что такие путевки покупать опасно», – уточнил г-н Сафонов. И здесь «Турпомощь» может стать перспективной площадкой для построения такой системы мониторинга. Еще одной ключевой задачей он назвал создание государственно-информационной системы электронной путевки, сопряженной с уже существующим электронным билетом. Это поможет радикально решить проблему обратных авиабилетов.

«Рынок должен стать понятным для игроков и потребителей. Пока туротрасль остается непрозрачной с точки зрения перемещения денежных средств. При этом операторы несут полную ответственность за турагентства, даже не получив от них денег за проданные туры. И мы до сих пор не знаем, сколько всего в стране турагентств», – заметил глава ведомства.

 

Наталья Панферова, RATA-news