Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Новости РСТ

Сергей Шпилько: «Если государство не хочет использовать мировой опыт, то пусть хотя бы не мешает турбизнесу работать, а туристам путешествовать»

08:07, 24 апреля 2009

За последние пару месяцев президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько (фото) побывал в Томске, Анапе, Кисловодске, Астрахани, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Красноярске. Впереди - Хабаровск, Владивосток, Ейск, Карелия, Великий Новгород. Вице-президенты РСТ Юрий Барзыкин и Сергей Корнеев тоже часто бывают в поездках по России. Мы поинтересовались у главы РСТ, чем оправдана такая активность организации в отношении российских регионов.

- Сергей Павлович, казалось бы, большинство проблем, с которыми сталкивается турбизнес, относятся к компетенции федеральной власти. Какие задачи Вы решаете, так часто посещая регионы?

- Но ведь РСТ – общероссийская организация. Не зная местных проблем, решать задачи общероссийского масштаба невозможно, не говоря уже о собственно региональных. Применительно к каждому городу или региону нам необходимо понимать специфику вопросов, например, финансового обеспечения ответственности туроператоров, безвизового обмена с Китаем, освоения туристско-рекреационных зон, суть взаимоотношений туроператоров с перевозчиками, с национальными парками и даже с объектами размещения. Власти, конечно, могут в очередной раз отчитаться в наведении порядка на туристическом рынке. А жизнь на местах будет идти своим чередом. Поэтому сверять часы надо не только с органами управления туризмом, но и с участниками рынка.

- На последних парламентских слушаниях и на совещании по туризму в Совете Федерации Вы предложили в течение нескольких ближайших месяцев провести работу по формированию своего рода свода региональных проблем в развитии туризма. То есть, Вы не все эти проблемы знаете?

 - Не все, конечно, но пытаемся разобраться. Но многие знаем. Например, в ряде прибрежных морских районов надо создавать условия для захода иностранных круизных судов. Сейчас, например, на Чукотке решение по каждому судозаходу принимается на уровне специального постановления правительства, причем в пользу только одной турфирмы. Надо решать вопросы доступности туристических маршрутов в погранзоне, на которую приходится немалая часть российских территорий. Надо оптимизировать работу пунктов пограничного и таможенного контроля, чтобы не было таких ситуации, как сложилась на границе между Бурятией и Монголией. В прошлом году я пересекал границу на этом переходе вместе с монгольскими коллегами, и мне перед ними было неловко за работу нашего пункта пропуска. Кстати, в отличие от наших пограничников и таможенников, монгольская сторона перехода работает круглосуточно. Надо пресекать попытки монополизации региональных рынков с помощью административного ресурса, будь то автобусные и железнодорожные пассажирские перевозки на китайском направлении в Приморье или авиаперевозки из Хабаровска. Думаю с анализа региональных проблем и поиска их решения надо начинать и работу над Концепцией и Федеральной программой развития туризма в России.

- А много ли проблем более общих, касающихся большинства регионов?

- Полно. Взять хотя бы вопросы того же транспортного обеспечения турпотоков. Хорошо, конечно, если будет успешно реализована инициатива правительства по дотированию поездок молодежи и пожилых жителей Дальнего Востока в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Но надо же понимать, что множество районов нашей страны просто недоступны для туристов по причине запредельно высоких транспортных тарифов. Без более активного применения антимонопольного законодательства в их регулировании, развития low coast, скоростных железнодорожных перевозок, водного транспорта, малой авиации, не говоря уже о транспортной инфраструктуре, здесь не обойтись. Нет денег? Надо начать с малого. Активнее снижать таможенные пошлины и НДС на импорт транспортных средств туристического назначения. Формировать коллективные заказы на их закупку под гарантии государства. Разрешить, наконец, иностранным судам заходить во внутренние воды России. И делать все это необходимо вовремя, а не когда грянул кризис и у предприятий уже нет денег. Впрочем, лучше поздно, чем никогда.

Другой комплекс проблем, который надо срочно решать, связан с оптимизаций условий природопользования. Взять хотя бы проблему использования в туристических целях земель лесного фонда. Чтобы, например, в Мурманской области организовать тур на снегоходах, надо арендовать территории, по которым проходит маршрут. А эти аукционы, земельных участков, на которые по окончанию срока аренды выставляются уже освоенные и застроенные территории? И человек, вложивший в землю деньги, силы и душу, в аукционе на право аренды этого участка участвует на общих основаниях. Яркий пример – замечательная турбаза «Снежный барс» в Хакасии, которую построила и 16 лет развивала туристическая фирма «Родник». Сейчас компания может лишиться собственности – Лесной кодекс фактически узаконил рейдерство. На фоне показушного завинчивания гаек с доступностью особо охраняемых территорий земля на курортах федерального значения продолжает разбазариваться мелкими участками, а потом все удивляются, что к пляжам не пройти – везде частные владения. При этом в менее освоенных районах десятки гектар с лучшими лесами и водоемами отдаются за бесценок, без надлежащего контроля за исполнением инвестиционных обязательств, а по сути - для последующей перепродажи на вторичном рынке или элитной коттеджной застройки. Чтобы развивать туризм, для начала надо сохранить природные и культурные рекреационные ресурсы.

- Модная тема - создание региональных туристических брендов. Что Вы об этом думаете?

- Достойные примеры есть - Золотое кольцо, родина Деда Мороза, Саянское кольцо. Но во всех этих случаях работа начиналась не с поиска названий, а с создания турпродукта, который стал основой для появления бренда. Создавать бренд по географическому принципу или на основе самого факта существования уникального объекта культурного или природного наследия – утопия, даже если речь идет о Дербенте в Дагестане, об острове Врангеля на Чукотке или о плато Путорана в Эвенкии. Без обеспечения транспортной доступности и обустройства эти территории останутся не более чем интересным местом на карте.

- Каким, на Ваш взгляд, должен быть путь решения всех этих проблем?

- Надо повернуться лицом к регионам, проанализировать их трудности, изучить опыт развития туризма в Карелии, Вологодской, Мурманской области, Ханты-Мансийском автономном округе и много где еще. Надо делать пусть небольшие, но реальные шаги. Возродить, например, раздел региональной статистики в ежегодном справочнике «Туризм в цифрах», который вообще-то был, когда его вместе с Росстатом выпускал РСТ. Расширить региональные разделы на федеральных туристических интернет-ресурсах. И пусть таких порталов будет несколько. Мы сейчас тоже этим занимаемся. Надо поддержать давнюю инициативу РСТ по проведению туристических форумов в федеральных округах, чтобы понять региональную специфику рынка. Надо не столько строить «планов громадье», сколько поддерживать инициативы снизу. Появились неплохие перспективы раскрутки в качестве туристического центра природного парка Ергаки в тех же Саянах, выделены первые федеральные средства - давайте помогать. Всем миром, без дележа пиар-очков.

И при этом не надо мучить рынок очередными санкциями и административными барьерами, особенно если одновременно не создаются эффективные меры контроля. Не надо пытаться «по приказу» укрупнить рынок. Добросовестная конкуренция решит этот вопрос быстрее. Не надо политических кампаний в духе повального саморегулирования. Появятся положительные примеры – процесс сам наберет обороты. Не надо бояться вступать в борьбу за права туристов и туриндустрии с отраслевыми элитами, сколь бы влиятельными они ни были. Особенно это касается монопольно высоких тарифов, туристических формальностей и инвестиционного климата. Не надо без конца «тасовать колоду» органов управления туризмом, в том числе на местах. Люди не должны себя чувствовать временщиками. Не надо бояться говорить правду и слишком много обещать. Дал кризис шанс разработать и принять программу развития внутреннего туризма (непонятно, правда, почему не "въездного и внутреннего") - надо его использовать. Но не обещать, что на скорую руку удастся поднять отрасль, особо не затрагивая больных проблем и интересов смежных отраслей. И не надо все время изобретать велосипед. Мир накопил огромный опыт развития туризма. Есть рекомендации Всемирной туристской организации по бюджетированию продвижения национального турпродукта, налогообложению, визовым вопросам, стимулированию инвестиций, безопасности путешествий, статистике, устойчивому развитию туризма. А если государство не хочет следовать этим рекомендациям, то пусть хотя бы не мешает бизнесу работать, а туристам путешествовать.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно