Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Фарфоровые тайны Майсена

07:26, 24 апреля 2013

Продолжаем наш рассказ о поездке в столицу Саксонии – Дрезден.

Мейсен, расположенный в десятке километров от Дрездена, – настоящая гордость Саксонии. В XV веке это был один из богатейших городов Европы. В 1423 году маркграфы Мейсена становятся герцогами и курфюрстами, а город с прилегающей к нему территорией – герцогством, которое начинает присоединять к себе соседние земли. В 1471 году здесь начали строить новую резиденцию, который позднее стали по имени одного из владельцев называть Альбрехтсбург. Он считается первым в германских землях, который построили не в оборонительных, а исключительно в представительских целях. Его архитектура совмещает в себе элементы готики и Ренессанса, к тому же замок стоит на высоком скалистом берегу Эльбы, так что производит очень светлое впечатление, в отличие от большинства готических замков.

Башни и шпили Альбрехтсбурга видны еще до того, как въезжаешь в Майсен. К этому курфюрсты и стремились – город должен был поражать послов других государств и собственных подданных. Но история распорядилась иначе. Еще во время строительства замка Майсен перестал быть резиденцией курфюрстов, которые предпочли ему Дрезден. Уже в наше время судьба отблагодарила Майсен. Возможно, благодаря своей провинциальности, он избежал участи Дрездена, который в ходе Второй мировой войны разбомбили союзники. Он остался таким, как в годы своего расцвета. Мы здесь оказались уже вечером, на улицах и в домах зажигался свет, от чего этот средневековый город выглядел еще уютнее.

Повезло и Альбрехтсбургу – он, как и Майсен, перестал интересовать королей Саксонии и потому почти нетронутом виде сохранился до наших дней. С этим замком связана еще одна история. Именно здесь алхимик Иоганн Фридрих Беттгер сумел открыть главный секрет Востока – тайну производства китайского фарфора. И в 1710 году Август Сильный, на зависть всем знакомым монархам, открыл в Мейсене первую в Европе фарфоровую мануфактуру. Нам сейчас трудно оценить значение этого события, но если проводить какие-то аналогии, то на ум, как ни странно, приходят открытия в ядерной физике или запуск первого космического корабля в СССР. Их роднит не только масштаб, но даже условия работы, которая велась тайно, вдали от людских глаз. Есть легенда о том, как Беттгер появился в замке. Сотни мастеровых в сопровождении стражи перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, положили печи, пробили дымоходы, и роскошные залы Альбрехтсбурга заставили какими-то грубыми ящиками и кадками. А потом в закрытой карете, тоже под охраной, в замок доставили неряшливо одетого молодого человека. Майсенцы не сомневались: курфюрсты завели себе алхимика. Многие феодалы устраивали тогда в своих замках такие «шарашки» для безумцев-ученых, обещавших превратить обычный металл в золото. Их очень ценили, но жизнь этих людей была ужасна, ведь они фактически становились узниками феодала.

Китайский фарфор попадал в Европу со времен раннего Средневековья, но открыть секрет его изготовления европейцам не удавалось, поэтому фарфор был здесь не просто предметом роскоши, а роскоши королевской. Однажды, например, китайский столовый сервиз выменяли на полк прусских солдат. То, что тайну фарфора открыли в Саксонии, не случайно, как не случайно и само открытие. У Беттгера была хорошая научная база – рядом находился городок Фрайберг со старейшей Горной академией, где о минералах точно знали все. А в Дрездене, который всегда славился отличными ремесленниками, нашелся человек, который изобрел немеркнущие краски и позолоту по фарфору. Так появился на свет саксонский фарфор, и вскоре его марка – два голубых скрещенных меча – стала известна всей Европе.

Для Августа Сильного это было решение многих финансовых проблем, потому что его казна из-за постоянных празднеств двора пустовала, а фарфор быстро стал предметом культа в светской Европе, а затем и в России, на которую тогда, говорят, приходилось чуть ли не половина всей продукции. Так что денежки потекли рекой. Самому Беттгеру от этого радости было мало: постоянная работа с химикатами в продуваемом всеми ветрами Альбрехтсбурге подорвала его здоровье, он умер в возрасте 36 лет и никто не знает, где его могила.

До сих пор краски для росписи готовятся по той самой, секретной старинной рецептуре, фарфор по-прежнему расписывают только вручную, с обязательным нанесением товарного знака Meissen. Еще одна историческая деталь: сейчас жизнедеятельность старинного производства обеспечивает президент Дрезденской мануфактуры, русский предприниматель Арменак Агабабян. По мануфактуре, которая после пожара 1864 года переместилась из замка Альбрехтсбург на окраину Майсена, водят экскурсии, можно проследить тот путь, который проделывает очередная чашечка от кусочка глины до произведения искусства.

Можно заглянуть в магазин при мануфактуре и купить что-то в подарок. Цены, конечно, кусаются – бренд требует жертв!

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно