Какова на самом деле позиция Сергей Войтовича в отношении сервиса Booking.com

Почти незаметно прошедшая больше месяца назад история с предложением ограничить в России деятельность сервиса Booking.com вчера получила неожиданное продолжение – в передернутом, искаженном виде. Зато теперь об этом сообщили практически все.

С открытым письмом в министерство культуры в апреле обратился генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович. В порядке ответных мер на антироссийские санкции он предложил ограничить деятельность «сервиса Booking.com на территории Российской Федерации, которым владеет американская компания Booking Holdings (до 21 февраля 2018 известная как The Priceline Group)».

Реакция министерства на это обращение и стала поводом для взрывного интереса к теме. Письмо было перенаправлено в Ростуризм с поручением «проработать его совместно с профильными отраслевыми объединениями и экспертным сообществом», о чем Сергею Войтовичу сообщил департамент туризма и региональной политики Минкультуры. Эта формальная и стандартная бюрократическая процедура была подана некоторыми средствами массовой информации как поручение Ростуризму проработать запрет Booking.com в России. В результате многочисленных перепечаток и цитирований дошло до того, что это вообще инициатива Минкультуры. Новости выходили с заголовками «Минкульт поручил Ростуризму запретить Booking.com в России».

В итоге министерство официально заявило, что «не имеет полномочий по запрету на использование сервиса Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности на территории Российской Федерации». Аналогичную информацию разместил на своем сайте Ростуризм.

Позиция Сергея Войтовича в отношении сервиса Booking.com небесспорна. Не случайно против выступили не только российские отельеры но даже конкуренты иностранного ресурса. При этом практически никто не вник в суть открытого письма – все комментарии шли в контексте слова «запрет».

Но в числе аргументов г-на Войтовича есть и заслуживающие внимания. Мы решили вкратце зафиксировать его позицию – во избежание некорректных трактовок. Пригодится: кто знает, как будет дальше развиваться этот сюжет.

Прежде всего, Сергей Войтович еще раз уточнил, что речь в его письме идет не о запрете, а об ограничении определенных функций сервиса и регулировании деятельности международной корпорации-монополиста, о здоровом протекционизме в отношении отечественных компаний и создании равных условий для всех участников этого сегмента рынка.

Активное развитие сервиса Booking.com в нашей стране приводит к вытеснению российских туроператоров с «территорий» отелей – как небольших, так и принадлежащих крупным гостиничным сетям. По этой причине наши операторы не могут дать хорошую цену ни на одну приличную гостиницу международной цепочки. Сетевые отели не дают интегрировать в сервисы российских туроператоров свои системы онлайн-бронирования. А у Booking такая возможность есть.

На рынке складывается абсурдная ситуация, когда 70% его монополизировано и контролируется западной корпорацией. Причем она выступает туроператором, не выполняя при этом никаких необходимых условий для ведения этой деятельности. Онлайн-сервис предлагает не только размещение, но и перелет, то есть фактически формирует турпродукт – а значит должен, как и все остальные российские туроператоры, оформить фингарантии, входить в единый реестр туроператоров и ассоциацию «Турпомощь».

По российским законам любой онлайн-сервис должен хранить персональные данные россиян на территории РФ. Более 70% индивидуальных бронирований в отелях России контролируется американской корпорацией Booking Holdings, которая получает возможность хранить и анализировать данные о туристах. Представьте себе, что 70% бронирований отелей в США делалось бы российской корпорацией и данные бы хранились на серверах в России. Власти США наверняка поступили бы так же, как и в отношении «Лаборатории Касперского», – обязали госучреждения отказаться от продукции и услуг российской компании.

С точки зрения функционала сервис Booking.com хорош и понятен для потребителей. Но это должно быть не поводом для иностранной монополии рынка, а примером для российских программистов и разработчиков. В случае ограничения работы американского сервиса в России должны появиться другие, лучшие отечественные программные продукты для бронирования гостиниц. Прибыль от их работы, оставаясь у российских туроператоров, даст возможность вкладывать деньги и усилия в развитие внутреннего туризма.

Главное сейчас, по словам г-на Войтовича, чтобы Booking.com зарегистрировался как участник российского туристического рынка и работал в соответствии с нашими законами. А если не захочет это сделать – можно вводить ограничения.