Travelport с 25 октября

Меняется порядок применения контрольно-кассовых машин

С 28 июня 2003 года изменяется порядок применения контрольно-кассовых машин. Президент страны подписал федеральный закон No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Согласно закону, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовые машины при приеме наличной оплаты за товары, работы и услуги не только от населения, но и от юридических лиц. Данные положения закона вступают в силу с 28 июня 2003 года. С вступлением в силу нового Федерального Закона утратит силу Закон Российской Федерации от 18.061993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Согласно пункта 1 статьи 2 данного Закона: "Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг." Также новым Федеральным Законом установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Определены требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику. Через шесть месяцев после вступления в силу данного Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Закон 54-ФЗ не содержит никаких указаний на то, что контрольно-кассовые машины должны использоваться лишь при наличных расчетах с населением (физическими лицами), таким образом, сфера применения ККМ расширяется и устанавливается при любых наличных расчетах, вне зависимости оттого, кто в них выступает в качестве плательщика - юридическое или физическое лицо. Иными словами, если до вступления в силу закона 54-ФЗ организации при приеме наличных денег от других юридических лиц выдавали квитанции к приходным кассовым ордерам (ПКО), то теперь они обязаны вместо квитанций к ПКО "пробивать" и выдавать юридическим лицам-плательщикам наличных кассовые чеки. В целях расшифровки назначения наличных платежей можно порекомендовать юридическим лицам-получателям выдавать юридическим лицам–плательщикам наличных прикладывать к выдаваемым кассовым чекам товарные чеки, содержащие дополнительную строку "Кому выдано".

Обращаем Ваше внимание, что при расчетах между юридическими лицами чеки ККМ необходимо выдавать лишь при получении наличной оплаты за товары, работы и услуги. При приеме наличных денег по другим основаниям (например, по договору займа, дарения или поручения), выдавать плательщику кассовые чеки не нужно, в таких случаях выписывается приходный кассовый ордер.

Сохранится ли у турфирм возможность использования бланка строгой отчетности (ТУР 1) при расчетах с населением вместо применения ККМ? Согласно пункта 2 статьи 2 данного Закона: "Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности." Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30.07.93 г. № 745 (действующего на настоящий момент) туристические организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Таким образом при расчетах с населением с применением ТУР1 (изданных типографским способом), обязательное наличие кассового аппарата в турфирмах законом не предусмотрено. В то же время при расчетах за дополнительные услуги, например визы, загранпаспорта, "пробивать" чек обязательно.

Материал предоставлен юридическим агентством «Persona Grata». www.travelexpert.ru