Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма

07:33, 24 июня 2013

В конце прошлой недели руководство «Федеральной пассажирской компании» («ФПК») в очередной раз встретилось с туроператорами. В очередной раз обсуждалось развитие железнодорожных туристических перевозок. На этот раз итогом встречи стало подписание меморандума о сотрудничестве с туроператорами «РЖД Тур», «ПАК групп», «Лабиринт», «Квинта-Тур» и DSBW Tours. Цель – формирование комплексного турпродукта с железнодорожной составляющей по направлению Россия – Финляндия в зимний период 2013-2014 годов.

Интересный момент: в меморандуме оговаривается, что среди компаний, подписавших документ «о сотрудничестве», есть «центральный оператор». Знающие люди сразу догадаются, что речь идет об «РЖД Тур», любимом детище сначала ОАО «РЖД», а с 2010 года – «ФПК».

В последнее время «ФПК» и «РЖД Тур» заметно усилили активность по отношению к туристическому рынку. Пресса пестрит заголовками о развитии железнодорожного туризма, турпоездах на Универсиаду, поездах выходного дня и т.д. Из последних сообщений: «ФПК» и «РЖД Тур» заключили соглашение с министерством курортов и туризма Краснодарского края, с компаниями «Сеть магазинов горящих путевок» и «Планета Сочи», с «Корпорацией по развитию туризма Республики Коми»...

Уж сколько их – обнадеженных туроператоров и других организаций, которые, наслушавшись сладких речей, падали в объятия двух «дочек». Заканчиваются все эти романы одинаково. Только на первый взгляд кажется, что «РЖД Тур» занимается развитием железнодорожного туризма. На самом деле в 2005 году силами «РЖД» создали обычного посредника, который, радостно потирая руки, стал загонять туроператоров в железные рамки «взаимовыгодного» сотрудничества. Потому как вагоны больше брать негде.

Фактически «РЖД Тур» вышла на рынок в марте 2006 года. За 7 лет компания сменила четырех директоров. И так и не сумела наладить нормальные взаимоотношения с турбизнесом.

А ведь поручение развивать в России межрегиональный железнодорожный туризм дано на самом высоком уровне, и его надо выполнять. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин это указание принял и включил туризм в число приоритетных направлений деятельности холдинга. Но сотрудничество турфирмам предлагается от имени «РЖД» на абсолютно неприемлемых условиях.

Итак, до апреля 2010 года туроператоры запрашивали места для туристических групп в Московском железнодорожном агентстве (МЖА). Там же выкупали билеты, при необходимости могли их сдать обратно. За свои услуги МЖА взимала комиссию в размере чуть больше 230 рублей с билета. Три года назад это агентство стало филиалом вновь образованной «ФПК». И тогда же заявки туроператоров, направленные в «ФПК», вдруг стали «всплывать» в компании «РЖД Тур». Оттуда операторам звонили и выражали готовность по этим заявкам работать – разумеется, за дополнительную плату. То есть «РЖД Тур» стала посредником между турфирмами и «ФПК».

Никто не мешает «туроператору» «РЖД Тур» разрабатывать собственные туры по России и за рубеж, рекламировать их и продавать, добросовестно конкурируя с другими участниками рынка. Но зачем так напрягаться? У нас же есть дефицитные вагоны! Иными словами, «ФПК», судя по всему, видит развитие железнодорожного туризма в том, чтобы весь сформированный туроператорами поток туристов, которые едут в отпуск на поездах, пропускать через «РЖД Тур». И на этом зарабатывать, накручивая стоимость проезда. Не очень, правда, понятно, чем пассажир поезда отличается от туриста, который едет на поезде. Но совершенно очевидно, что таким образом ущемляются права клиентов турфирм, которые покупают железнодорожную перевозку в составе турпакета. Они вынуждены платить за свой проезд больше, чем пассажиры, приобретающие билеты в кассе.

По поводу этой навязанной турбизнесу услуги Российский союз туриндустрии уже обращался в ФАС. Из полученного ответа выяснилось, что «РЖД Тур» уже проходила по антимонопольному делу и проиграла его. Сейчас РСТ, ориентируясь на рекомендации ФАС, собирает для антимонопольного ведомства документы для возбуждения нового дела.

Несколько конкретных примеров из сферы деятельности «железнодорожного туроператора». Минувшей зимой московские турфирмы, предлагающие автобусные туры Европе, обратились в «ФПК» с заявкой на дополнительный поезд до Бреста. В ответ им в категоричной форме предложили оформлять состав через «РЖД Тур». В итоге поезд обошелся в 3,5 млн. рублей – вдвое дороже обычного, каждый из операторов переплатил по 500-600 тыс. рублей.

Но мало того, что плацкартные вагоны в дополнительном поезде обошлись дороже, чем купейные в регулярном. На туроператоров потом обрушился вал претензий от туристов, недовольных состоянием поезда. Вагоны и, правда, были, мягко говоря, неопрятными, местами разбиты, к тому же холодные. По словам генерального директора компании «Интерс» Татьяны Козловской, это был настоящий грабеж: «Комиссионные «РЖД Тур» взяла огромные – в половину стоимости билета. Говорили, что занимались формированием продукта, но фактически мы сделали все сами. Понятно, что больше связываться с таким посредником мы не будем».

Одним из своих наиболее успешных проектов «РЖД Тур» называет «Пять пятниц» – экскурсионные маршруты выходного дня в различные города России. На самом деле, проект скорее мертв, чем жив. В 2012 году было сформировано восемь таких поездов – в Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Пензу, Нижний Новгород, Пермь. Турами воспользовались 7,5 тысяч человек. По словам генерального директора компании Сергея Ильягуева, на начало 2013 года у них было примерно 25 заявок на такие поезда, однако на конец июня реализована лишь одна. «Наверное, туроператоры не смогли набрать клиентов», – пояснил RATA-news г-н Ильягуев. Конечно – по таким-то ценам!

Нижегородская область на туристических поездах из Москвы и Самары в ноябре-декабре 2012 года и за первые два месяца 2013-го приняла более 2,6 тыс. туристов. Шесть поездов отправили и из Самарской области: четыре дальнего следования из Самары и два – пригородные маршруты на электропоезде «Волжский экспресс». Всего по программе съездило около 1700 туристов. В этом году туроператоры планировали программы расширять. Но «РЖД Тур» подняла расценки на 30-40%. Если, например, в 2012 году тур с проездом в купейном вагоне из Самары в Москву стоил 6800 рублей на человека, то с декабря – уже 9 тысяч.

При этом роль «РЖД Тур» в творческом процессе минимальна: компания лишь выделяет составы. Все остальное делают операторы: формируют железнодорожную программу, рассчитывают ее, оформляют заявку, определяют типы вагонов, за свой счет рекламируют туры, обеспечивают набор групп. «РЖД Тур» все это «принимает», «обрабатывает», «регистрирует», требуя за свой непосильный труд минимум 300-500 рублей с каждого места.

Вот пример реально выставленного счета от «РЖД Тур»: «проездные документы» – 240 442,90 руб.; «вознаграждение исполнителя за заказ и приобретение проездных документов и услуги по организации перевозки и обслуживанию организованной группы пассажиров по маршруту…» – 172 667,77 руб. Неслабое вознаграждение? 72% к стоимости проезда! И как, интересно, "РЖД Тур" обслуживала на маршруте "организованную группу пассажиров"?

Еще один счет, выставленный другому оператору в тот же период: проездные документы» – 435 730,50 руб.; «вознаграждение…» – 330 996,44 руб. Почти 76% плюс к стоимости проезда! На просьбу обосновать тарифы ответа, понятное дело, не последовало.

Весной 2013 года «РЖД Тур» заявила об организации патриотических спецпоездов на 9 мая в разные города России. Самарские компании в честь 70-летия Сталинградской битвы решили отправить туристов в Волгоград. После изнурительной переписки «РЖД Тур» выставляет туроператорам по 5 тыс. за билет, хотя проезд по этому маршруту на регулярном рейсе стоит 3600 рублей, а на праздничные даты еще и действовала скидка 50%!

Железнодорожный туризм ориентирован, прежде всего, на семьи с детьми, школьников, пожилых людей. По словам генерального директора пензенской компании «Беркут» Родиона Даркина, практически невозможно получить от «РЖД Тур» плацкартные вагоны для школьных турпоездов – компания принципиально предоставляет только купейные. «Мы буквально загорелись идеей турпоездов. Планировали этой весной отправлять школьные группы из Пензы в Москву. Расписание регулярных рейсов у нас сейчас неудобное, тур приходится делать с ночевкой, что сразу повышает его стоимость. Турпоезд снял бы эту проблему, но «РЖД Тур» выставила нам цены на 60% выше регулярных – 5 тыс. рублей за место. Мы провели опрос в школах – желающих не нашлось. К тому же, надо было сделать миллионные предоплаты этой программы. Риски зашкаливают, а условия просто кабальные», – рассказал RATA-news Родион Даркин.

Турбизнес единодушен в своей оценке «РЖД Тур»: фактически монополист без малейших признаков социальной ответственности. Собственно, и туроператоры, на прошлой неделе подписавшие меморандум, неоднократно выражали недовольство по поводу дорогих и некачественных чартерных поездов. Но не подписать документ не могли – вагоны-то где брать? Правда, на той же встрече первый заместитель генерального директора «ФПК» Владимир Каляпин пообещал участникам рынка прозрачные тарифы и вообще внимательно следить за политикой «РЖД Тур». Трудно поверить, что материнская компания до сих пор не ведала, что творит ее «дочка». Более того, в недавнем интервью РИА «Новости» заместитель гендиректора «ФПК» Андрей Калибердин утверждал, что стоимость билетов на экскурсионный поезд ниже (!), чем на регулярный: «Мы предоставляем удобный тариф за счет того, что поезд выкупается целиком. В результате он получается примерно на 25-30% дешевле, чем тариф при регулярном сообщении, и, например, путешествие выходного дня в купе обходится пассажиру по цене плацкарта в обычнее дни». А что в реальности?

В то время как президенту РФ докладывают о формировании туров на казанскую Универсиаду для студентов и молодежи при участии Минтранса и «РЖД Тур», операторы уже знают, что и этот проект компания наверняка провалит. По словам руководства «ФПК», «планируется отправление специальных туристических поездов в дни проведения Универсиады из 10 городов РФ – Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда, Саратова, Перми и Кирова». Но вряд ли эти составы поедут: билеты на них дороже, чем на регулярный поезд. Соответственно операторы, планировавшие чартерные поезда в Казань, вообще не стали связываться с этим проектом.

«Нам Казань очень интересна – и в плане экскурсий, и как город Универсиады. Наши жители, в том числе молодежь, с удовольствием поехали бы, это всего ночь в поезде от Пензы. И мы организуем такие поездки, но на обычных регулярных поездах, они оказываются дешевле чартерных. Договориться с «РЖД Тур» нереально », – рассказал Родион Даркин.

«Мы долго разговаривали с «РЖД Тур», пытались убедить, что поезда на Универсиаду должны быть ниже по стоимости, чем обычные регулярные, так как рассчитаны на студентов. Но компания предлагает спецпоезда дороже регулярных, а это делает бессмысленными турпрограммы на Универсиаду. Им вообще этот проект железнодорожного туризма не нужен, просто было указание руководства – пришлось вроде как исполнять. «Пять пятниц» руками турбизнеса сделали, а дальше идти не могут. Все остальное им неинтересно и невыгодно, им есть на чем зарабатывать и помимо туризма», – сказал RATA-news глава компании «Роза ветров» Сергей Зенкин. По этой причине, полагает г-н Зенкин, у «РЖД Тур» «не сложится» ни с Универсиадой, ни с Олимпиадой, ни с Чемпионатом мира по футболу.

Не все операторы окончательно расстались с надеждой. Генеральный директор самарской туристической компании «Профцентр» Елена Мартыненко уверена, что «РЖД Тур» еще не потеряна для турбизнеса: «Компании надо перейти с сугубо коммерческих рельсов на социально-ориентированные, иначе придется уйти с рынка. Наверняка будет выбран первый путь, ведь развитие железнодорожного туризма – это федеральный проект, его нельзя отставить в сторону. Исполнения его требует руководство страны. Мы готовы показать «РЖД Тур», в какую сторону надо меняться».

Однако большинство турфирм решительно сокращают или вовсе сворачивают свое сотрудничество с «РЖД Тур». Они устали искать пульс в этом проекте.


Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно