Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

На мировом авиарынке активизируется процесс слияний и поглощений

Игроки на мировом рынке авиаперевозок, стремясь увеличить свою долю, традиционно расширяли предложение, развивали сети и активно участвовали в ценовых войнах. Однако сейчас положение в отрасли изменилось: пассажиропоток уменьшается, а цены на топливо растут. В этих условиях ожидается, что многие игроки, стремящиеся сократить расходы, объем излишних ресурсов и повысить уровень рентабельности, активизируют стратегии слияний и поглощений. Согласно результатам исследования компании Frost & Sullivan, за последние пять лет в четырех основных секторах этого рынка – коммерческих авиалиниях, частных и бизнес-перевозках, услугах вертолетных перевозок, было заключено 446 сделок общим объемом $54,19 млрд. Наибольшая активность проявляется в сегменте коммерческих авиалиний, как с точки зрения количества сделок (48,4%), так и с точки зрения их объема (87,3%).


Как показало исследование, вместо того чтобы ввязываться в ценовую конкуренцию и бороться за сферы влияния, компании индустрии авиаперевозок концентрируют усилия на повышении доходности, особенно на тех рынках, где они уже заняли прочные позиции. Поглощения, совместные предприятия и другие стратегические альянсы становятся стандартной деловой практикой, помогая в нынешней ситуации экономической неопределенности оптимизировать расходы и объем избыточных ресурсов.


В 2011–2012 гг. количество сделок слияний и поглощений снизилось, однако восстановление мировых рынков, как ожидается, увеличит количество и объем подобных сделок. Главными участниками этого процесса станут крупные компании мирового рынка, особенно из Европы. В последнее время Европа стала лидером по количеству подобных сделок, однако с точки зрения их объема наиболее активным регионом остается Северная Америка, где уже произошло несколько крупных слияний и поглощений. Кроме того, это самый насыщенный рынок авиаперевозок в мире. На европейском рынке, согласно прогнозам, высокая активность в сфере слияний и поглощений сохранится в течение следующих пяти лет, что будет обусловлено стремлением компаний избавиться от излишних мощностей и повысить загрузку своего воздушного флота. Наибольшую часть подобных транзакций будут составлять трансграничные сделки (например, партнерство Etihad и AirBerlin).


Авиаперевозчики из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки будут все охотнее заключать альянсы и участвовать в проектах кодшеринга с игроками из Европы и Северной Америки. С 2007 по 2012 год на долю стран Европы и Северной Америки приходилось более 50% общемирового объема подобных сделок. Однако если исключить сделки объемом более $1 млрд., очевидно, что после 2008 года доминирующие позиции Европы и Северной Америки на мировом рынке слияний и поглощений ослабли, в то время как страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки увеличили свою долю. В 2013 году количество и объемы подобных сделок на развивающихся рынках возрастут.