На мировом авиарынке активизируется процесс слияний и поглощений
Игроки на мировом рынке авиаперевозок, стремясь увеличить свою долю, традиционно расширяли предложение, развивали сети и активно участвовали в ценовых войнах. Однако сейчас положение в отрасли изменилось: пассажиропоток уменьшается, а цены на топливо растут. В этих условиях ожидается, что многие игроки, стремящиеся сократить расходы, объем излишних ресурсов и повысить уровень рентабельности, активизируют стратегии слияний и поглощений. Согласно результатам исследования компании Frost & Sullivan, за последние пять лет в четырех основных секторах этого рынка – коммерческих авиалиниях, частных и бизнес-перевозках, услугах вертолетных перевозок, было заключено 446 сделок общим объемом $54,19 млрд. Наибольшая активность проявляется в сегменте коммерческих авиалиний, как с точки зрения количества сделок (48,4%), так и с точки зрения их объема (87,3%).
Как показало исследование, вместо того чтобы ввязываться в ценовую конкуренцию и бороться за сферы влияния, компании индустрии авиаперевозок концентрируют усилия на повышении доходности, особенно на тех рынках, где они уже заняли прочные позиции. Поглощения, совместные предприятия и другие стратегические альянсы становятся стандартной деловой практикой, помогая в нынешней ситуации экономической неопределенности оптимизировать расходы и объем избыточных ресурсов.
В 2011–2012 гг. количество сделок слияний и поглощений снизилось, однако восстановление мировых рынков, как ожидается, увеличит количество и объем подобных сделок. Главными участниками этого процесса станут крупные компании мирового рынка, особенно из Европы. В последнее время Европа стала лидером по количеству подобных сделок, однако с точки зрения их объема наиболее активным регионом остается Северная Америка, где уже произошло несколько крупных слияний и поглощений. Кроме того, это самый насыщенный рынок авиаперевозок в мире. На европейском рынке, согласно прогнозам, высокая активность в сфере слияний и поглощений сохранится в течение следующих пяти лет, что будет обусловлено стремлением компаний избавиться от излишних мощностей и повысить загрузку своего воздушного флота. Наибольшую часть подобных транзакций будут составлять трансграничные сделки (например, партнерство Etihad и AirBerlin).
Авиаперевозчики из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки будут все охотнее заключать альянсы и участвовать в проектах кодшеринга с игроками из Европы и Северной Америки. С 2007 по 2012 год на долю стран Европы и Северной Америки приходилось более 50% общемирового объема подобных сделок. Однако если исключить сделки объемом более $1 млрд., очевидно, что после 2008 года доминирующие позиции Европы и Северной Америки на мировом рынке слияний и поглощений ослабли, в то время как страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки увеличили свою долю. В 2013 году количество и объемы подобных сделок на развивающихся рынках возрастут.
РОССИЯ
Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»