Travelport с 25 октября

«Свобода», равенство, паста

Косметическое объединение «Свобода» с 1 августа возобновляет экскурсии на производство, которые были остановлены из-за пандемии. В сообщении отмечается, что врачей, медсестер, водителей «скорой помощи» и других медработников фабрика будет принимать до конца года бесплатно – по две группы в месяц.

Экскурсии на фабрику «Свобода» – хороший пример промышленного туризма с яркой исторической составляющей. Предприятие Государственный мыловаренный завод №4 было основано в 1843 году, у его истоков стоял французский парфюмер Альфонс Ралле. До революции фабрика четырежды получала звание поставщика императорского двора. Другой парфюмер, Эрнест Бо, стал одним из последним «дореволюционных» французов, работавших на предприятии. Позднее он создаст для дома Шанель аромат, известный как Chanel №5.


После 1917 года фабрика была национализирована. В 1920-х было решено отказаться от малопривлекательного названия и для предприятия началась золотая эра: на протяжении многих десятилетий «Свобода» оставалась самым крупным в Советском Союзе поставщиком косметики и средств гигиены. Производственные мощности позволяли выпускать порядка 700 тысяч тюбиков зубной пасты за одну только смену. К слову, зубную пасту впервые начали производить именно на «Свободе» – до 1952 года советские граждане пользовались исключительно зубным порошком.

Архитектура построек фабрики с момента основания не раз менялась, приспосабливаясь к потребностям производства. Однако одно здание все же сохранилось в первоначальном виде, сегодня это исторический памятник. Со временем именно в нем появится музей фабрики.

«Посмотрев на другие промышленные предприятия, которые открыли для посетителей свои производства, мы пришли к выводу, что у нас есть определенные преимущества, – говорит директор по связям с общественностью компании АО «Свобода» Владимир Мироненко. – В России на косметические производства не пускают в принципе. Мы же решили, что скрывать нам нечего, и почему бы не показать, как делают продукцию, знакомую многим с детства». К слову, с 1954 года одного только знаменитого «Детского крема», которым пользуется уже третье поколение россиян, фабрика выпустила 410 млн тюбиков!


Представителей старшего поколения среди гостей фабрики и правда немало. Но все же 60-70% экскурсантов составляют дети от 7 до 14 лет. Фабрика предлагает четыре маршрута по своим цехам. Первый – «Чистая история» – посвящен истории средств косметики и гигиены и самой фабрики, он рассчитан на старшее поколение. Программы «В гостях у Мойдодыра», «Приключение Тюбика на фабрике «Свобода», «Секреты Златовласки» с посещением производства шампуней и гелей предназначены для детской аудитории.

Для посещения открыты все три основных производства – мыла, зубных паст и косметики. Цех мыловарения находится в историческом здании 1899 года постройки. В рамках экскурсий для детей и взрослых проводятся мастер-классы – самый действенный способ общения с аудиторией.

Владимир Мироненко особо подчеркнул, что мастер-классы на фабрике проводятся только с использованием подлинного косметического сырья. Мастер-класс плюс подарок, а также форменная одноразовая одежда – шапочка, халат и бахилы – входят в стоимость экскурсии.

Единовременно «Свобода» может принять 54 гостя. На просторной парковке помещаются даже большие экскурсионные автобусы. Также фабрика готова предоставить питание для групп из дальнего Подмосковья и соседних областей.

«Работа с экскурсионными группами направлена, прежде всего, на то, чтобы поднять узнаваемость бренда, показать уровень производства, вызвать симпатию у потребителей и доказать, что мы не просто не хуже, но лучше других производителей косметики», – подчеркнул г-н Мироненко.

Конечной целью в деле знакомства гостей с историей производства на фабрике видят в создании собственного музея, которое, по разным оценкам, обойдется примерно в двадцать миллионов рублей. «Музейное сообщество нас воспринимает, как своих, а потому готово помогать методически, – рассказал Владимир Мироненко. – Помимо этого, ИКОМ (международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия – прим. авт.) регулярно проводит конференции, на которые съезжается не меньше сотни корпоративных музеев со всей страны, что также способствует обмену опытом».

Музей, который планирует создать фабрика, будет представлять собой симбиоз мультимедиа, театрализованного действа и лазерных технологий. Посетители почувствуют аромат тех самых духов, которые производились до революции. В одном из музеев Версаля сохранились рецепты парфюма XIX века, и французские музейщики уже готовы поделиться ими со своими российскими коллегами. Помочь в формировании экспозиции обещали и потомки тех французов, которые в свое время имели отношение к созданию знаменитого предприятия – Ралле, Дютфуа и Бо.

До полного снятия ограничений экскурсии будут проходить по непересекающимся маршрутам с соблюдением социальной дистанции, в масках и перчатках. Минимальное количество экскурсантов в группе – 5 человек, максимальное – 10.

Екатерина Веллинг, специально для RATA-news
Фото автора