Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Дебаркадерный» шантаж

С конца июля и почти до середины августа суда круизной компании «Водоходъ» не заходили в волжский город Плес, хотя эта стоянка была обозначена в маршрутах фирмы. Туристы, конечно, были крайне недовольны – «левитановский» Плес, одно из красивейших мест на Волге, весьма популярен у любителей экскурсионки. Подпорочен бизнес принимающей стороны: например, недополученная прибыль партнера «Водохода» - плесской компании «Гривна-тур» - только из-за двух несостоявшихся судозаходов в составила порядка 40 тыс. рублей. Убытки понес и «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», который не посетили не попавшие в Плес туристы.   

Проблема возникла «по инициативе» плесской туристической компании «Северные орхидеи», которая, судя по всему, сильно позавидовала той позиции, которую занимает на рынке фирма «Гривны-тур», существующая с 1999 года. Помимо «Водохода» с «Гривной» активно сотрудничают компании «Гама» (Нижний Новгород), «Спутник-РМК» (Пермь), «Русские путешествия» (Череповец), «Инфофлот» (Петербург), «Русская пароходная компания на паях» (Москва), «Плес», «Поволжская экспедиционная компания», «Руссо туристо» (все - Самара), «Азимут» (Казань) и другие. Статистические показатели этого сотрудничества доказывают, что перечисленные фирмы своим парнером довольны: в 2003 году «Гривна-тур» обслужила в Плесе 12,3 тыс. человек, в 2004 – 13,6 тыс., в 2005 – 15,3 тыс., а за семь месяцев 2006 – 9,8 тыс.

Важно подчеркнуть, что 35% клиентов «Гривны» - это пассажиры круизных теплоходов. Соответственно, в город они попадают через причал, который-то как раз и эксплуатирует компания «Северные орхидеи», вышедшая на рынок весной нынешнего года. Эта фирма входит группу «Фортеция» - этот холдинг, вкладывающий немало средств в развитие инфраструктуры Плеса, купил плесский причал.

Как рассказала RATA-news директор фирмы «Гривна-тур» Алла Чаянова, в апреле президент «Фортеции» Алексей Шевцов предложил ей сотрудничество вплоть до обмена долями в турфирмах. На словах потенциальные партнеры договорились и начали готовить документы. Однако в конце июня г-на Шевцов предложил взять тайм-аут в переговорах. А «Северные орхидеи» предприняли попытку перетянуть на себя обслуживаемый «Гривной» турпоток.

Сделано это было очень просто: в разгар сезона руководители теплоходных компаний получили письмо, что договор «Северных орхидей» с «Гривной» расторгнут, поэтому принимать суда с клиентами, обслуживаемыми этой компаний, больше возможности нет. А чтобы сохранить для туристов «экскурсионный продукт», «Северные орхидеи» предложили всем заключить договор с ними «на более выгодных условиях». Примечательно, что в это же время Приволжский районный суд наложил запрет на эксплуатацию дебаркадера в Плесе в связи с отсутствием у владельца, то есть «Северных орхидей», правильно оформленных разрешительных документов. То есть, даже если бы партнеры «Гривны» согласились на предложение «Северных орхидей», причаливать в Плесе они бы все равно не смогли.

Надо сказать, что круизные компании были возмущены проводимой «Северными орхидеями» политикой навязывания сотрудничества. Компания «Водоходъ», например, повела планомерную борьбу за справедливость, подняла прессу, обратилась за поддержкой в Российский союз туриндустрии. «Мы не видим никакого смысла в том, чтобы в разгар сезона, когда практически все круизы уже проданы, менять давнего и надежного партнера на фирму, совсем недавно вышедшую на рынок, - говорит генеральный директор «Водохода» Алексендр Трофимов. – Тем более что наше сотрудничество с «Гривной» не ограничивается обслуживанием туристов. Например, мы совместно разработали программы по подготовке гидов на иностранных языках».

«Предложение «Северных орхидей» о заключении с ними договора об экскурсионном обслуживании в обмен на возможность причаливать в Плесе, мы расценили как шантаж, - рассказала директор по туризму «Водохода» Светлана Козак. – Если бы ситуация не изменилась, мы, с большим сожалением, но вынуждены были бы вообще отказаться от заходов в Плес, заменив этот город Костромой».

Но ситуация изменилась. 12 августа «Северные орхидеи» все-таки получили лицензию на эксплуатацию причала. А шум, поднятый круизными компаниями, умерил аппетиты этой фирмы. Она перестала претендовать на обслуживание туристов и принимает суда независимо оттого, кто является их принимающим партнером. «Мы очень благодарны «Водоходу» и другим круизным компаниям. Если бы не они, история с плесским причалом так и осталась бы событием местного масштаба», - говорит Алла Чаянова.

Однако круизников сейчас беспокоит то, что такой немаловажный стратегический объект, как плесский причал, принимающий туристические и пассажирские суда, отдан в руки частной компании. Участники рынка выражают надежду, что администрация Плеса найдет возможность построить собственный причал и таким образом избежать ситуации, когда владелец дебаркадера имеет возможность по собственному усмотрению регулировать въездные и внутренние турпотоки.

  • Еще материалы этой рубрики