Travelport с 18 января

Российские принимающие компании осваивают перспективные въездные рынки

Турпоток в Россию из некоторых европейских стран, например, Испании, Италии, и в этом году показывает неплохие результаты. Хотя в целом въезд из Европы падает, но вряд ли причиной тому политическая ситуация. Тенденция снижения европейского и одновременно скачкообразного роста восточного потока наметилась минимум 3-4 года назад. В нынешнем сезоне она окончательно победила: организованный турпоток в Россию растет только с востока. Лидирующие позиции за Китаем, отличную динамику показывают также Иран и Индия.

В этом году, по нашим данным, не было ни одного чартерного рейса в Россию с европейскими туристами. По словам управляющего директора компании «Тари-Тур» Игоря Кузьмина, планировался чартер из Италии, но в итоге итальянский партнер от него отказался. Аналогично и с Испанией: хотя интерес испанцев к России в нынешнем сезоне стабильный, европейские туроператоры в сложных политических условиях решили не рисковать.

А вот из развивающихся рынков число чартеров возросло. Больше всего – из Китая. И хотя Россия по-прежнему не входит в десятку самых востребованных у китайцев направлений, их поток постоянно растет. В первом полугодии Россию только по безвизовому обмену посетило 160 тыс. туристов из Китая, что в два раза больше, чем за такой же период прошедшего года. Основная доля приходится на Москву и Санкт-Петербург, куда за это время въехало 103 тыс. китайских путешественников в составе групповых туров, хотя год назад этот показатель составлял менее 45 тыс.

Регионы, города и турфирмы отмечают на китайском направлении рекорд за рекордом. Так, в приграничный Благовещенск – в столицу Приамурья – впервые за десять лет ведения статистики в течение одного дня в начале августа въехало 1058 граждан Китая. Всего в прошлом году Приамурье посетило 53 тыс. китайских туристов, в этом году ожидается не менее 70 тысяч. По словам директора по въездному туризму компании «Интурист» Нины Жаровой, ее компания в этом году приняла втрое больше китайцев, чем за то же время год назад, хотя с этим рынком оператор работает не первый год. «Но именно в этом сезоне сошлись воедино сразу несколько факторов: рост благосостояния китайцев, падение рубля, хорошие цены российских гостиниц», – пояснила она RATA-news. Правда, директор департамента по въездному туризму компании «КМП Групп» Александр Макляровский полагает, что от падения курса рубля выиграли, в основном, приграничные с Китаем российские регионы: Москву и Санкт-Петербург к шопинг-городам точно не причислишь, сюда едут, прежде всего, на экскурсии.

В любом случае, сегодня поездку за границу могут себе позволить жители не только мегаполисов и административных центров восточной и южной частей Китая, но и менее развитых центральных и западных регионов страны. «В Москву летит огромное количество чартеров и регулярных рейсов китайских авиакомпаний практически изо всех районов Китая – Пекина, Гуанджоу, Куньмина, Шанхая. Обычно из Москвы туристы поездом едут или в Санкт-Петербург, или по Золотому кольцу», – рассказала Нина Жарова. Одновременно начали меняться предпочтения гостей: китайских туристов все чаще селят в отелях 4* и выше, растут требования к экскурсионной программе.

Генеральный директор петербургской компании «Ника» Леонид Флит согласен с коллегой: «Если раньше китайцы выбирали самые дешевые гостиницы и их не очень интересовали памятники архитектуры, то сейчас все меньше и меньше туристов хотят жить в трехзвездочных отелях, им нужно четыре-пять звезд. Они больше интересуются нашей историей, достопримечательностями». Тем не менее, согласно статистике, 58% всего туристического бюджета китайских путешественников в России составляют траты на покупки. Шопинг остается главной страстью туристов из КНР.

По словам Нины Жаровой, с китайскими туристами стало работать легче: «Мы сейчас хорошо ориентируемся в их интересах, гостиницы также научились соответствовать требованиям этого рынка и одновременно учитывать некоторые особенности поведения. Но для этого, конечно, понадобилось время».

Еще один очень перспективный и почти не освоенный рынок – Индия. «Индийцы – туристы не из легких, у них обычно множество претензий, их трудно назвать организованными. Не представляю, как можно обслужить, например, группу из 350 индийцев. С китайцами в этом плане никаких проблем». По мнению директора департамента въездного туризма компании «Свой ТС» Вадима Кирюхина, ненамного легче и с индийскими туроператорами: «Мы пробовали начать работу с индийским рынком, но оставили эти попытки. Такое ощущение, что свои предложения мы посылаем в никуда, потому что в ответ получаем веерную рассылку по всему российскому рынку. С такой реакцией зарубежных турфирм мы сталкиваемся впервые». Зато у «Свой ТС» успешный опыт с Таиландом, работать с тайцами гораздо проще, считают в компании.

С другой стороны, как полагает Нина Жарова, Индию уже невозможно не замечать. Тем более что индийцы останавливаются в дорогих отелях, приезжают большими семьями, тратят много денег. И если Россия упростит визовой режим для Индии, «Интурист» присмотрится к этому рынку повнимательнее. «Визовое послабление – мера крайне актуальная для въездного рынка. Но пусть это лучше будет, например, виза по прилету, чем китайский вариант группового безвизового обмена. Да, групповая виза слегка упрощает въезд, но она все равно хлопотная, требует много времени, усилий и документов. Это не решение вопроса», – пояснила собеседница.

Туроператоры отмечают также стабильный спрос на поездки в Россию со стороны иранцев. «Интурист» совместно с иранским партнером организовали чартерную программу из Тегерана в Москву – дважды в неделю с июля до конца сентября. По словам Нины Жаровой, билеты обходятся туристам в среднем дешевле $100, самолеты летают с полной загрузкой. Чартерами прибывает подавляющая часть иранского потока. Помимо Москвы туристы обычно смотрят Санкт-Петербург, куда отправляются уже регулярными рейсами российских авиакомпаний. «В отличие от китайцев, иранцы практически никогда не путешествуют поездами: экономят время, да и нет у них привычки к железным дорогам», – пояснила она. «Свой ТС» принимает четыре чартерных рейса из Тегерана в Москве и два – в Сочи.

Особых проблем в работе с иранскими туристами операторы не отмечают. По мнению Александра Макляровского, для них поездка в Россию – прежде всего, возможность отдохнуть от жестких мусульманских норм и почувствовать себя частью европейской культуры. В Москве и Петербурге их ждет экскурсионная классика, как правило, средней насыщенности. В Сочи туристы, по словам Вадима Кирюхина, прилетают на неделю и проводят три ночи в горах с поездками на экскурсии по Красной Поляне и четыре ночи на побережье, где посещают обзорные экскурсии по Сочи, включая гору Ахун, дачу Сталина, Олимпийский парк, трассу «Формулы-1».

Нина Жарова называет иранских туроператоров прекрасными партнерами, туристов – беспроблемными, а сам Иран – очень перспективным: «Езжу туда регулярно и вижу огромные изменения. Уверена, что скоро эта страна станет вторым Дубаем». С ней согласен Вадим Кирюхин: «Большинство туристов из Ирана размещается в отелях 5*. Нет никаких особых требований, в том числе относительно еды или мусульманских стандартов. Только просьбы поселить в коннект-номерах, так как иранцы часто приезжают большими семьями».

Среди минусов направления – продажа туров в Россию в самый последний момент и большой набор документов на российскую визу. «Проблема именно в подготовке необходимых для получения визы документов, поскольку их количество с каждым годом растет. Но в целом консульство России в Тегеране старается максимально помочь иранским туристам, так что у нас практически нет отказов», – пояснил г-н Кирюхин.

По его словам, жесткий подход МИД РФ к пакету требуемых документов не совсем понятен, ведь Иран не входит в число потенциально опасных в иммиграционном плане стран: «Для сравнения, в Тегеране в 2014 году выдано 50 тыс. немецких виз и всего 20 тыс. российских». Да и Россия пока не входит в число самых востребованных направлений выезда для Ирана – на первом месте у них Турция, куда ежегодно выезжает 1,5 млн. иранцев, на втором – Эмираты с 1 млн. человек. Тем не менее, по оценке Вадима Кирюхина, мы можем ежегодно принимать до 60 тыс. иранских туристов.

Компания «Свой ТС» планирует сделать чартер в Сочи круглогодичным: «Мы пробовали это еще в прошлом году, но местные отели после Олимпиады выставили неадекватные цены. В этом году они ведут более разумную ценовую политику, что позволяет сделать иранский пакет доступным».

 

Светлана Ставцева, RATA-news