Тревелпорт

Вопрос регулирования агентского рынка требует тщательной проработки и широкого обсуждения

Ситуация, сложившаяся на рынке агентских продаж турпродукта, очень непростая. Она требует подробного обсуждения комитетами и комиссиями Российского союза туриндустрии, региональными отделениями, а также входящими в союз отраслевыми ассоциациями. До 1 ноября с.г. члены РСТ должны сформулировать предложения, которые помогут найти выход из создавшегося положения. Такое решение было принято на прошедшем вчера в рамках выставки «Отдых-2010» открытом заседании Правления и Регионального совета РСТ.

Главным вопросом повестки дня были перспективы регулирования туристической деятельности. Как сказал в своем выступлении президент РСТ Сергей Шпилько, это обусловлено динамичными изменениями, происходящими сегодня в структуре агентского рынка, в его экономических и правовых отношениях с туроператорским сектором, с поставщиками входящих в турпакет услуг и с потребителями. И главное, что беспокоит туристического бизнес-сообщество, это ускорившаяся ротация турагентств и участившиеся в последние полтора года конфликты, связанные с неисполнением отдельными агентствами своих обязательств перед клиентами и партнерами.

Конечно, это не значит, что прежде турагентства с рынка не уходили. По информации консалтинговой группы «Тревел Эксперт», ежегодная ротация турагентств составляет 20-30% от их общего количества. Работа, как минимум, каждого четвертого турагентства носит сезонный характер. В условиях экономического кризиса, по оценкам РСТ, только за период IV квартал 2008 – II квартал 2009 свою деятельность прекратило каждое пятое турагентство в стране.

Большинство случаев ухода турфирм с рынка не сопровождается конфликтами с потребителями и партнерами по бизнесу. Более того, туризм никак нельзя назвать лидером на рынке товаров и услуг населению по числу потребительских конфликтов. По данным Правовой комиссии РСТ, доля поездок, по итогам которых в агентства поступают рекламации, составляет менее 1% от общего количества проданных туров. В долевом жилищном строительстве, ЖКХ, розничной торговле и даже в сфере частной медицины дело обстоит гораздо хуже. Но каждая конфликтная ситуация на рынке розничных продаж в туризме широко освещается средствами массовой информации и отрицательно сказывается на репутации отечественного турбизнеса.

В этом году не было ни одного месяца, когда бы не появлялась информация об очередном происшествии с турагентством. Только за август-сентябрь 2010 г. в Правовую комиссию РСТ поступили сигналы об исчезновении 12 агентств. По этому поводу РСТ даже провел пресс-конференцию «Почему в России исчезают турфирмы?», на которой эта проблема была освещена достаточно подробно.

Как известно, после отмены лицензирования в туристической отрасли доступ на агентский рынок, в отличие от туроператорского, ничем не ограничен. Объем ответственности юридических лиц перед клиентами зафиксирован в размере минимального уставного фонда. И лица, виновные в возникновении потребительских конфликтов, уклоняясь от ответственности, легко создают новые турагентства. Кроме того, после завершения кризиса резко активизировался процесс создания новых турфирм. Только за август-сентябрь 2010 г. в Общероссийском реестре туристических агентств зарегистрировалось более 300 новых компаний, это рекордный показатель с момента создания проекта.

«Совершенно очевидно, что необходимо обеспечить хотя бы минимальный объем ответственности турагентов перед клиентами, - сказал Сергей Шпилько в своем выступлении. - Простых вариантов решения этой проблемы не существует». Страхование ответственности турагентства за неисполнение условий договора о реализации турпродукта проблематично, страховой бизнес не готов предоставить соответствующий продукт. Остаются гарантии в форме депозитов или введение минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих турагентскую деятельность. Немаловажную роль в упорядочении турагентской деятельности может сыграть развитие механизмов ее саморегулирования. РСТ ведет работу по созданию СРО, в том числе с участием управляющих компаний агентских сетей. Но рассчитывать, что она даст быстрые результаты, не приходится.

То, что проблема очень непростая, подтвердили и выступления членов Правления и Регионального совета РСТ. Генеральный директор сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов высказал мнение, что в докладе президента РСТ ситуация даже смягчена, на самом деле на агентском рынке царит хаос и полная бесконтрольность. Коммерческий директор холдинга TT-VKO Кирилл Песков привел пример регулирования агентского рынка в Испании. Чтобы открыть турагентство, необходимо положить в банк 60 тысяч евро. Это безотзывный депозит, который может быть использован для возмещения ущерба клиентам в случае несостоятельности компании. Поэтому, по мнению г-на Пескова, надо и саморегулируемые организации создавать, и минимальный размер уставного капитала увеличивать. Однако директор петербургской компании «Нота Бена» Михаил Ушаков уверен, что депозит «угробит» предприятия малого туристического бизнеса. Гораздо эффективней, по его мнению, страховать каждый тур, который продает турагентство.

Участники заседания пришли к выводу, что вопрос регулирования агентского рынка требует проработки в региональных ассоциациях и отделениях РСТ. И вообще, без широкого обсуждения этой темы с турбизнесом высока вероятность принятия решений, которые не только не решат проблемы агентского рынка, но еще и усугубят их. По мнению Сергея Шпилько, целесообразно продолжить рассмотрение этих вопросов на заседаниях профильных комиссий и рабочих групп в федеральных органах представительной и исполнительной власти соответствующей компетенции, ТПП, РСПП, «Опоры России» а также в региональных предпринимательских объединениях турбизнеса, включая региональные отделения РСТ.

На заседании Правления и Регионального совета РСТ присутствовали начальник отдела государственного управления и развития туристской деятельности Минспорттуризма Людмила Гольцева, руководитель Правового управления Ростуризма Изо Арахамия, представители Российского союза промышленников и предпринимателей.