Travelport с 25 октября

«Авангард Полис» решил экстренно пополнить денежные запасы за счет турбизнеса

Страховая компания «Авангард Полис», обеспечившая фингарантии туроператора «Верса» на сумму 50 млн. рублей, решила экстренно пополнить свои денежные запасы. Турфирмы, застраховавшие ответственность в этой компании, получили письма с предложением в течение трех рабочих дней произвести доплату страховой премии – «в связи с установленными обстоятельствами, увеличивающими степень риска в рамках указанного договора страхования…». Каждое письмо сопровождается счетом на суммы от 500 тыс. до 3 млн. рублей, увеличивающие страховые премии в 4-7 раз. А если оператор не заплатит, то «Авангард Полис» расторгнет договор с 1 сентября, то есть задним числом, поскольку письма датированы 17 сентября. И еще деталь: в каждом послании есть пометка «повторно», хотя все адресаты получили это заманчивое предложение впервые.

К письму заботливо приложены правила страхования гражданской ответственности туроператоров. И в них действительно обозначено (пункт 10.3.2) право страховщика «потребовать… уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению степени риска…» Но только «при существенном изменении обстоятельств по сравнению с оговоренными с договоре страхования…». Какие изменения обстоятельств по сравнению с договором вдруг обнаружил страховщик, в письмах не говорится. Ни объяснений по поводу «степени риска», ни обоснований выставленной к оплате суммы также не приводится.

Действительно ли страховщик может расторгнуть договор с туроператором, если тот откажется выполнить его требование по увеличению страховой премии?

Как сообщил RATA-news генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, более десятка его клиентов получили такие «письма счастья». Договор страхования, заключенный компанией «Авангард Полис» с туроператорами, содержит пункт 9.1.5., согласно которому договор прекращает свое действие в случае «возражения страхователя против изменения условий договор страхования и (или) увеличения (доплаты) страховой премии при увеличении степени риска». «То есть речь идет не о расторжении договора, а о его прекращении, таким образом страховщики уходят от ограничения возможности расторгнуть договор страхования досрочно, установленного отраслевым законом. При этом в самом договоре страхования указана невозможность его досрочного расторжения. Противоречия отраслевого и страхового законодательства, отсутствие прописанной нормы по такой ситуации, позволяют каждой стороне трактовать закон в свою пользу. Видимо только суд может поставить точку в таком деле», – считает г-н Мохов.

Страховое законодательство действительно предусматривает возможность требовать уплаты дополнительной страховой премии, если страховщик уведомлен об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска. Однако это «увеличение», согласно ст. 959 Гражданского кодекса, должно касаться конкретного страхователя, а не ситуации на рынке в целом.

«Правомерность разосланного письма сомнительна. На мой взгляд, «Авангард Полис» установил «пресекательный» тариф, вынуждая туроператоров на расторжение договора, хотя отраслевой закон этого не допускает. Направление мысли страховщика понятно: даже если он не соберет увеличенные страховые премии сейчас, то при продлении договоров на новый срок стоимость страхования вырастет в разы».

Информация о «предложении» страховой компании есть и в Ростуризме. Руководитель правового департамента Изо Арахамия сообщила RATA-news, что ведомство уже направило по этому поводу обращение в Банк России, в функции которого входит регулирование страхового рынка.

Уточнить вчера в «Авангард Полисе», сколько заявлений приняла компания от туристов «Версы», не удалось. Зато секретарь сказала, что письма с требованием доплаты разосланы всем туроператорам – клиентам страховщика. По данным Единого федерального рееста, страховая компания заключила договоры со 130 операторами на общую сумму фингарантий более 2,9 млрд. рублей.

 

Ирина Тюрина, RATA-news