Почему у турагентов Сибири падает спрос на зарубежную горнолыжку
Альпийский зимний отдых давно не пользуется популярностью у жителей Сибири. Еще до скачка курсов валют в 2014 году он был гораздо менее востребован, чем пляжные направления. В последние пять лет спрос упал окончательно. При этом турбизнес констатирует, что те туристы, которые все же едут на заграничные лыжные склоны, делают это самостоятельно.
Выбор прямых рейсов в зимнюю Европу в Сибири невелик уже не первый сезон. В Новосибирске S7 и «Аэрофлот» поставили самолеты до Праги дважды в неделю и в Мюнхен – один раз в неделю. В Красноярске и небольших сибирских городах нет даже этого. Основные варианты отправки в Альпы зимой для россиян сосредоточены в столицах.
«В нашей компании клиенты-горнолыжники есть, но немного. Наиболее бюджетные направления – Андорра и Словения, туда летают через Москву, – рассказывает, директор барнаульской компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева. – Франция, Австрия, Германия и Швейцария заметно дороже, «горнолыжных» чартеров у нас не ставили последние лет десять».
«Спрос есть, но очень небольшой, процентов пять от объема туристов, которые зимой летят в пляжных направлениях, – подтверждает, директор новокузнецкой компании «Одиссея» Оксана Белькова. – Раньше было больше, но когда в 2014 году курс евро вырос, спрос упал в два-три раза. Туристы, которые выбирали Альпы, стали летать в Грузию и Приэльбрусье».
По мнению, директора барнаульской компании «Пятница» Людмилы Ивановой, причины очевидны: в первую очередь, высокая стоимость такого отдыха. «Играет роль и специфика продукта, мало кто из турагентов его знает, – добавляет она. – У нас единичные продажи есть в Андорру. Но чаще к нам обращаются просто за визовой поддержкой».
Как отмечает директор барнаульской компании «Охота» Наталья Белоусова, параллельно со снижением спроса на Альпы развивались сибирские горнолыжные курорты. На фоне дорогой зарубежной альтернативы лыжников стало вполне устраивать качество катания.
«Многие любители горнолыжного отдыха за Уралом сейчас предпочитают кемеровский Шерегеш, Горный Алтай и Белокуриху, – согласна Наталья Гордеева. – Зарубежная поездка все же предполагает достаток выше среднего и неделю времени, а на местные курорты можно съездить на выходные. Длительные поездки зимой тут чаще совершают на море».
«Раньше в Шерегеше на выходных можно было пол-уикенда провести в очередях, а сейчас там добавилось много новых подъемников, – отмечает Оксана Белькова. – Но в Кемерово нет горных склонов такой высоты, как в Альпах. Также за границей все еще гораздо выше уровень сервиса и есть термальные источники».
В европейской нише для турбизнеса традиционно актуальна и проблема соперничества с онлайном. Туристы, которые не готовы отказаться от преимуществ альпийской горнолыжки, все чаще организуют такие поездки сами. «Раньше клиенты, которые обращались к нам по этим направлениям, заказывали хотя бы отдельные услуги, например, трансфер, а сейчас это практически сошло на нет, – говорит директор красноярской компании «Данаско» Дмитрий Бибиков. – Что-то тут изменить, думаю, трудно. Сложно конкурировать с возможностью сиюминутно сделать отменяемую бронь на «Букинге». Разве что сами отели в Альпах стали бы отдавать приоритет туроператорам, а не работе с онлайн-системами».
Татьяна Крикун, специально для RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»