Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

ТКП против двойных стандартов

08:07, 24 ноября 2006

Начало нового века стало и началом затяжного кризиса для большинства авиакомпаний мира. «Встать на крыло» индустрии авиаперевозок мешают постоянные проблемы: то небывалые по масштабу форс-мажоры вроде 11 сентября, то активизация низкобюджетных перевозчиков, то рост цен на нефть, соответственно, галопирующее дорожание топлива. В результате доходность бизнеса резко упала, конкуренция обострилась, и авиакомпании вынуждены искать новые пути выживания в этой ситуации. Обсуждению возможностей выхода из кризиса была посвящена состоявшаяся 21-22 ноября в Москве профессиональная конференция «Маркетинг авиатранспортных услуг», организованная совместно журналом «Авиатранспортное обозрение» и консалтинговым агентством «Инфомост».

Кроме этих глобальных проблем жизнь российских перевозчиков, и как следствие, билетных агентств и пассажиров, осложняют сугубо отечественные, не менее болезненные проблемы. Среди них, например, – затягивание процедуры легализации электронного билета. Как известно, две редакции закона о форме электронного билета были отменены, сейчас рассматривается третья, но судьба ее пока неизвестна. Между тем времени прохлаждаться осталось не так много - хотим мы того или нет, но c 1 января 2008 года мировая пассажирская авиация, согласно решению IATA, переходит на электронные билеты.

Еще одним дестабилизирующим фактором можно назвать проникновение на наш рынок системы взаиморасчетов BSP IATA при существующей уже отечественной системе взаиморасчетов СВВТ Транспортно-Клиринговой палаты. Прошедшая конференция оказалась первым мероприятием, которое дало возможность высказаться перед профессиональной аудиторией одновременно представителям обоих лагерей: и менеджеру BSP Russia Владимиру Проскурину, и первому вице-президенту ТКП Александру Руссу. Дискуссия оказалась очень интересной, почти захватывающей, и, безусловно, полезной.

Мы не будем останавливаться на положениях проекта BSP Russia, так как они подробно уже были нами изложены. Напомним лишь, что 1 сентября 2006 года стартовал пилотный проект BSP в России. В нем приняли участие 4 авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», и 2 агентства по продаже билетов. Однако уже 9 сентября, подчиняясь решению ФАВТ, наложившего запрет на бланк BSP, «Аэрофлот» приостановил выписку билетов на этих бланках, не выходя из пилотного проекта. Status quo сохраняется, правда, сейчас в проекте 8 авиакомпаний, но лишь одна российская – «Аэрофлот». Предполагается, что до конца года присоединятся еще 13 авиакомпаний, до марта 2007 года планируется запустить расчеты по кредитным картам и подключить к проекту все аккредитованные при IATA московские и питерские агентства, а до августа – все региональные. Правда, как подчеркнул сам г-н Проскурин, это – всего лишь планы, которые могут быть откорректированы жизнью.

А жизнь, между прочим, ставит под сомнение само существование BSP на российской почве. Александр Русс обратил внимание собравшихся на резолюцию IATA о том, что эта организация не стала внедрять BSP, например, в США, где уже действует своя система взаиморасчетов на авиатранспорте ARC. В России тоже есть своя система, появившаяся и работающая на тех же принципах, что и BSP, так что IATA создает в России прецедент, внедряя на ее территории в дополнение к уже существующей нейтральной среде еще одну. Это – откровенная политика двойной морали, уверен г-н Русс. А в итоге вместо единой нейтральной среды российский пассажирский авиатранспорт получает двух конкурентов, разрывая сложившуюся сеть авиакомпания–агент-пассажир. Александр Русс еще раз подчеркнул, что согласно правилам ТКП, появление стоков другой системы автоматически исключает бланки ТКП.

Здесь, конечно, очень просится комментарий тех, кто по роду службы призван регулировать отношения внутри отрасли. Выступления представителей Минтранса и ФАВТ в предварительной программе заявлены были, но в ее окончательном варианте – исчезли. Государство предпочло отмолчаться. Лишь под занавес дискуссии с места прозвучала короткая реплика заместителя начальника отдела Департамента государственной политики в области ГА Минтранса Виктора Фурсова, которая для большинства участников оказалась громом среди ясного неба. Он заявил дословно: «В свое время бланк ТКП был зарегистрирован IATA с разрешением действовать только на территории России. Если будет снято это, с нашей точки зрения, дискриминационное ограничение, мы разрешим BSP в России. Так что на сегодня официальных документов на разрешение деятельности BSP Russia нет. Более того, в IATA направлен документ с просьбой наших авиационных властей убрать BSP Russia из России». (Светлана Ставцева, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно