Рынок созрел для новых инструментов обеспечения фингарантий туроператоров
Действующий механизм предоставления финансовых гарантий туроператорам несовершенен, он не устраивает ни страховые компании, ни турбизнес, ни потребителей. Рынок созрел для новых решений.
Страховщики видят выход в системе электронной путевки и создании при ней гарантийного фонда. Но, возможно, будет найдено другое решение, полагает исполнительный директор компании ERV и руководитель группы по страхованию ответственности туроператоров ВСС Юлия Алчеева: «Мы не за электронную путевку, мы за любую альтернативу, кроме страхования туроператоров, которое себя не оправдало».
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров после 31 декабря 2021 года. Это сообщение, прозвучавшее на круглом столе по обсуждению закона об электронной путевке, стало поводом для острой полемики на рынке. «Нас упрекают, что мы вдруг отказались от туристического рынка. Но это решение – выстраданное, мы шли к нему давно, начиная с 2014 года, после серии громких банкротств на туррынке. И в последнее время постоянно говорили о планах прекратить страхование финансовой ответственности туроператоров», – пояснила RATA-news Юлия Алчеева.
Свою позицию по реформированию института фингарантий ВСС обозначил в апреле 2020 года. Еще в ноябре 2019-го он представил предложения в Минэкономразвития России, Ростуризм, Банк России и Минфин. В июне было направлено письмо председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, в октябре страховщики обратились к новому главе Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Госдумы РФ Борису Пайкину.
Говоря об отказе от страхования ответственности туроператоров, ВСС выражает волю всего страхового сообщества, пояснила Юлия Алчеева. «Это – не общественная организация. В лице ВСС мы имеем единственную на всем страховом рынке саморегулируемую организацию (СРО). И ВСС принимает те решения, за которые голосует большинство игроков рынка. Решение задокументированное, оно представлено в правительство, ЦБ, Ростуризм для информации о наших планах», – сказала собеседница.
Страховым компаниям не нужно одобрение ЦБ, так как предоставление фингарантий туроператорам – не обязательный вид страхования, отказ от него не нужно согласовывать. Но они считают, что лучше проинформировать рынок и партнеров-операторов о своих планах, а не уходить по одному, просто не заключая новых договоров.
В 2014 году, по словам Юлии Алчеевой, страховщикам уйти с туррынка не удалось – в качестве альтернативы институту страхования был создан фонд персональной ответственности туроператоров (ФПО) при «Турпомощи». Но и он не решил всех задач. «Этот фонд нельзя назвать полноценной альтернативой страхованию, – говорит эксперт. – Взнос в 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год могут потянуть только небольшие компании, но он слишком мал и не покрывает всех убытков в случае банкротства. А крупные игроки не в силах наполнить фонд до требуемого объема, так что другого выхода, кроме страхования, у них нет. Но в случае банкротства даже общих выплат страховщика и ФПО все равно не хватает для компенсаций туристам. В итоге потребитель недоволен, турбизнес теряет репутацию. А страховщики оказываются без вины виноватые, потому что не могут вернуть всем полную стоимость туров».
Страховщики уже убедились в высоких рисках работы с турбизнесом. В условиях пандемии они возросли многократно. Но и турбизнес недоволен работой со страховыми компаниям – на этом рынке за последние годы также было немало банкротств: лишились лицензии «Авангард-Полис», которая предоставила фингарантии 187 туроператорам, «Универс-Гарант» (119), «Якорь» (455!), НАСКО (111). В итоге сотни туроператоров были вынуждены срочно по второму, а то и третьему разу оформлять договоры у других страховщиков.
Очевидно, что связка страховщики-туроператоры не работает. Не говоря уж о том, что такая зависимость одного бизнеса от другого – это просто неправильно, так не должно быть, убеждена собеседница RATA-news. «Страхование изжило себя, требуются новые решения. Но турбизнес не предлагает никаких альтернатив. Более того, недовольный работой со страховщиками, он хочет всё оставить в прежнем виде – потому что наступили сложные времена и лучше ничего не менять. Но у нас сложные времена каждый год! То экономический кризис, то закрытие Египта или Турции, то пандемия. Это не аргумент», – говорит Юлия Алчеева.
Страховщики выражают свою озабоченность не только в России. Аналогичные проблемы существуют в европейских странах, и там все пристальнее смотрят на Великобританию, где уже 50 лет действует система гарантий ATOL, которая защищает клиентов туроператоров от банкротств. Туроператоры платят с каждой проданной путевки 2,5 фунта в специальный трастовый фонд. При необходимости эти средства используются на возвращение туристов из-за рубежа и возврат денег за несостоявшиеся поездки. Законопроект об электронной путевке, по мнению г-жи Алчеевой, предлагает аналогичный функционал.
Хотя дело не в электронной путевке. Страховые компании поддержали законопроект, потому что это на сегодня единственное предложенное рынку решение. «Да, нам как финансистам, страховщикам и потенциальным потребителям он нравится, потому что предполагает создание реестра турагентств, гарантийного фонда, а также плавного перехода от страхования ответственности к гарантийному фонду. Но это может быть и любой другой вариант финобеспечения, на усмотрение турбизнеса. Главное – без участия страховых компаний», – пояснила Юлия Алчеева.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»