Travelport с 25 октября

Рынок онлайн вступает в эпоху жестких ценовых войн

Несмотря на высокие темпы роста индустрии онлайн-трэвел, которые по-прежнему заметно выше офф-лайна, его объемы растут уже не трехзначными, а двузначными цифрами. Онлайн-рынок подошел к своему насыщению и вступает в эпоху жестких ценовых войн. Об этом говорилось на пресс-конференции, организованной холдингом «Випсервис», онлайн-трэвел агентством Biletix, гостиничным сервисом Oktogo/Travel.ru, ВТБ24 и группой «АльфаСтрахование».

 

По оценке аналитического агентства Rutramarin, максимальный объем всего рынка туристических услуг в России достиг в 2013 году $45 млрд., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 12%. Из них на онлайн-продажи пришлось $8,3 млрд., что на 33% больше прошлогоднего уровня. $25 млрд. – рынок выездного туризма (+14%), $18 млрд. – внутренний (+9%), $2 млрд. – въездной (+12%). По словам генерального директора онлайн трэвел агентства Biletix Александра Сизинцева, эти показатели совпадают с аналитикой его компании. На долю туроператоров, турагентств и онлайн-тревел агентств (ОТА) приходится $31,4 млрд., из них на пакетные туры – 57%, на авиабилеты – 26%, на отели – 13%, на железнодорожные билеты – 4%. «Как видим, пакетные туры по-прежнему пользуются высоким спросом. По продаже их в онлайне однозначно лидирует “Библио Глобус”», – заметил Александр Сизинцев.

 

2014 год обещает стать тяжелым не только для традиционных агенств, но и для ОТА. Причины ухудшения ситуации кроются не только в уже указанном снижении темпов роста, но и уменьшении маржинальности бизнеса, недоверии к бронированию в онлайне и макроэкономической ситуации, которая продолжит негативно влиять на спрос. По словам г-на Сизинцева, спад продаж наблюдается с конца ноября, да и Новый год не слишком ободрил туристов: он продается явно хуже прошлого года.

 

Онлайн-рынок уже отреагировал на новые тенденции: начались ценовые войны, появились сознательно демпингующие компании, перетягивающие к себе клиентов. «В 2013 году мы видели ряд крупных банкротств не только на рынке пакетного, но и самостоятельного туризма. Сокращение и последующая отмена комиссий со стороны авиакомпаний, начавшийся активный демпинг на метапоисковиках, агрессивный маркетинг иностранных игроков еще больше обострят конкуренцию», – полагает г-н Сизинцев. В этих условиях можно ждать дальнейшей консолидации отрасли. «Рынок онлайн-продаж поделен, круг игроков устоялся, новые вряд ли появятся, так как порог входа вырос в сотни раз. Однако пока у нас нет глобального игрока, который предоставлял бы полный комплекс туристических услуг, как, например, Expedia», – пояснил эксперт.

 

Скорее всего, эта ниша не будет пустовать долго. Российские эксперты ожидают прихода крупных иностранных компаний с мощным финансовым багажом. Правда, и сами россияне времени не теряют. Например, Oktogo.ru, один из крупнейших гостиничных сервисов в России, предоставила недавно компании Biletix свои возможности по бронированию отелей. Напомним, на сайте Oktogo.ru можно найти более 250 тыс. отелей по всему миру и самое большое количество российских гостиниц – свыше 5 тыс. Ежемесячная аудитория сайта превышает 1 млн. человек.

 

Как сообщил на вчерашней пресс-конференции член Совета директоров онлайн-агентства Oktogo/Travel Виктор Белогуб, в 2013 году объем продаж мест в отелях увеличился в компании в три раза, а доля бронирований из российских регионов превысила 30%. В сентябре этого года ресурсом был приобретен один из старейших российских информационных порталов о туризме Travel.ru. Совместная аудитория Travel.ru и Oktogo.ru составляет 3 млн. уникальных пользователей ежемесячно, что делает объединённый сайт двух компаний крупнейшим на рынке онлайн-туризма в России. По официальным данным, в 2011-2013 годах компания Oktogo привлекла $26 млн. венчурных инвестиций от «ВТБ Капитал», Mangrove Capital Partners, Ventech и ABRT. Как пояснил г-н Белогуб, дело в том, что одной услугой по бронированию сегодня уже не обойтись – будущее за полноформатными сервисами, на которых можно найти информацию о путешествии, заказать билеты, забронировать отель, найти отзывы других туристов и оставить свой. «Если вложить в такой проект не менее $150 млн., он вполне сможет тягаться силами с ведущими международными порталами. Появление такого российского ресурса в ближайшие пару-тройку лет вполне вероятно», – сказал он RATA-news.

 

Светлана Ставцева, RATA-news