Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Гостиничное сообщество продолжает борьбу с «миграционной» монополизацией

05:54, 25 января 2018

Гостиничный рынок продолжает отбиваться от попыток производителей программного обеспечения (ПО), которые, чуя лакомый кусок, стремятся монополизировать сегмент электронной передачи данных для регистрации граждан.

С 2013 года отельеры отбивались от безальтернативного ПО «Элпост». УФМС по Москве настоятельно рекомендовало столичным гостиницам заключить договоры на его поставку и использование, причем платить надо было не только за саму программу и ее техобслуживание, но и за регистрацию – по 100 рублей за каждого иностранца и по 22 рубля за россиянина.

В борьбе «за свободу выбора» участвовали Российская гостиничная ассоциация (РГА), Российский союз туриндустрии (РСТ), помогал Ростуризм, письма шли в правительство Москвы, мэру Сергею Собянину, его заместителям и т.д. В итоге на рынок миграционного учета были допущены другие программы по передаче сведений – «Скала УФМС», «Вега», «Контур» и прочие, благополучно и по сей день работающие в регионах. Стоимость их, к слову, на порядок ниже, чем «Элпоста».

Однако в апреле 2016 года ФМС упразднили, ее полномочия передали МВД. И у отельеров вновь возникли «миграционные» проблемы. Например, многие гостиницы России и абсолютно все в Москве и области вынуждены передавать сведения в ГУ МВД на бумажном носителе! А ведь это сотни отелей, порой расположенных в 150 км от столицы. Все они обязаны ежедневно возить килограммы ксерокопий и вручную заполненных анкет в Москву, в единственное «окно» на Краснопролетарской улице. А поскольку соответствующие отделы МВД не в состоянии переварить такой объем поступающих данных, инспектора стали требовать, чтобы представители гостиниц приходили не раз в сутки, а раз в неделю – вопреки действующему закону.

В апреле 2017 года РГА обратилась в МВД России с предложением обновить соглашения о передаче данных через интернет. Реакции не последовало.

Были попытки организовать передачу данных через единый портал госуслуг (ЕПГУ). Летом 2017-го соответствующее тестирование провели в Москве и области, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи на базе пяти гостиниц в каждом регионе. Результаты оказались печальны: в сравнении с другими знакомыми отельерам программами – «Скала», «Вега», «ViPnet ЭДО Отчет», «Контур ФМС» и «Отель-курьер» – ЕПГУ показал наихудшие результаты по большинству параметров, а с некоторыми функциями так и не справился. Это подтвердило и Главное управление региональной безопасности Московской области. Предел ЕПГУ – обработка данных по 15 заселяющимся, что уж говорить о гостиницах с большим количеством номеров.

Повсеместное внедрение ЕПГУ предполагалось в конце 2017 года, сейчас дедлайн перенесли на май 2018-го. А там не за горами и массовые заезды участников и болельщиков чемпионата мира по футболу. И когда же отрабатывать технологии?

Но и это – не самая большая проблема. Департамент спорта и туризма Москвы в июле 2017 года направил в адрес ряда столичных отелей материал по их участию в пилотном проекте по сбору и передаче информации в электронном виде о постояльцах в ГУ МВД России по Москве. Использовать предлагалось инфраструктуру информационно-технологического взаимодействия, сформированную на базе государственного казенного учреждения (ГКУ) «Московская безопасность». Причем гостиницам «рекомендовали» сразу же подписать договоры на обслуживание и передать в департамент.

РГА обратилась к вице-мэру Москвы Александру Горбенко, уточнив, что в этом варианте схема оказания услуг и их оплаты по сути такие же, как и в случае с «Элпостом», от монополии которой правительство Москвы помогло уберечь гостиничное сообщество в 2014-2015 годах. К тому же стоимость пользования рекомендованной программой еще выше, чем у «Элпоста»: вместо 100 рублей за иностранца и 22 рублей за гражданина РФ, новый продукт предполагает взимание с каждого регистрируемого по 100 рублей вне зависимости от гражданства! Хотя никакой оплаты не должно быть в принципе, ведь регистрация постояльцев – государственная услуга.

Перед угрозой новой монополии президент РГА Геннадий Ламшин обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву с предложением вернуть гостиницам право самим принимать решение, с кем заключать договор и какое программное обеспечение использовать для передачи сведений о постояльцах.

Кстати, реакция на обращение РГА к г-ну Горбенко была, причем весьма обнадеживающая. Ответ пришел из Департамента спорта и туризма Москвы (от 18.08.2017): «…в соответствии с поручением заместителя мэра Москвы А. Горбенко от 7 июня 2017 г. Департаментом совместно с Москомспортом подготавливаются документы для реализации эксперимента по сбору и передаче в электронном виде информации об иностранных гражданах, поставленных на миграционный учет в гостиницах Москвы, с использованием инфраструктуры ГКУ «Московская безопасность»… которая будет осуществлена на безвозмездной основе».

Отельеры возрадовались, но, увы, ненадолго. В ноябре 2017 г. некоторым средствам размещения столицы стали поступать коммерческие предложения по электронной передаче данных уже от ООО «Мосинфотех» – официального партнера той самой «Московской безопасности». И предложения вовсе не бесплатные. Например, для гостиницы от 101 до 200 номеров стоимость пользования ПО составит 70000 рублей в месяц, или 840 000 рублей в год! Для сравнения: у ПО «Контур» для такого же количества номеров цена – 25 000 рублей в год, то есть более чем в 30 раз дешевле.

«Мы убеждены, что в сегменте электронной передачи информации гостиницами в подразделения ГУ МВД России по миграционному учету не может быть монополизации, а программное обеспечение должно предлагаться бесплатно, – сказал RATA-news говорит Геннадий Ламшин. – В конце декабря мы направили в мэрию еще одно письмо с просьбой разобраться в этом вопросе, тем более что до футбольного чемпионата осталось меньше полугода. Ждем ответа».

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно